Бухгалтерский учет детского сада

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РАЗВИТИИ: ОТ ШКОЛ К СИСТЕМАМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Анциферова П.Е.1, Зверяева С.Н.2

1Анциферова Полина Евгениевна — студент; 2Зверяева Светлана Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская Академия Следственного комитета Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: каждая школа бухгалтерского учета внесла свой вклад в разработку основополагающих категорий и понятий, использующихся активно бухгалтерами в настоящее время. Несмотря на разносторонность подходов и методологии немецкой, итальянской, французской и русской школ бухгалтерского учета, такие элементы метода бухгалтерского учета, как балансовое обобщение, двойная запись, оказались действенными в различных экономических системах и нашли юридическое закрепление в национальных и международных нормативно-правовых актах. Ключевые слова: учет, немецкая школа бухгалтерского учета, французская школа бухгалтерского учета, итальянская школа бухгалтерского учета, русская школа бухгалтерского учета.

Становление и развитие бухгалтерского учета берет свое начало с принятия на Руси христианства, что, несомненно, поспособствовало развитию учетной мысли. Метод бухгалтерского учета — это совокупность приемов и способов, включающих в себя средства наблюдения за объектами бухгалтерского учета, их измерение, группировка и обобщение. Традиционно выделяют 4 школы бухгалтерского учета: немецкая, французская, итальянская, русская. Представители немецкой школы как основу использовали итальянские методы. Основоположником немецкой формы учета принято считать Ф. Гельвига. В 1774 году он осуществил деление журнала на кассовую книгу и Мемориал, зарегистрировав в последнем основные факты хозяйственной жизни в хронологическом порядке. Однако еще в XVI веке своими трудами в области методологии бухгалтерского учета прославился Г.В. Лейбниц. Он впервые перечислил элементы метода бухгалтерского учета, установив для них хронологическую последовательность:

1. установление давности факта хозяйственной жизни и правильности документального оформления;

2. запись этого факта в бухгалтерские регистры;

3. выполнение счетных операций.

Вышеуказанные достижения являются базой для формирования всей системы бухгалтерского учета Германии, ведь на сегодняшний день немецкое хозяйственное право определяет бухгалтерский учет как информацию для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах; отчет управляющих капиталом перед инвесторами; основу для определения налогов и финансового управления организациями. Процесс организации бухгалтерского учета Германии начал формироваться еще в XVIII веке — камеральная бухгалтерия (объекты учета: денежные средства — приход и расход; ожидаемые доходы и расходы; расчеты с контрагентами).

Немецкую школу бухгалтерского учета отличает повышенное внимание к балансу, отсюда и ее название — немецкая школа балансоведения (Иоган Фридрих Шер, Манфред Берлинер, Генрих Никлиш, Т. Хольцер, Вальтер Ле Кутр, Э. Папе, Эйген Шмаленбах, Фриц Шмидт). Наука об экономической сущности бухгалтерского

баланса — балансоведение в Германии начала ХХ века развивается одновременно со специальной отраслью права — балансовым правом. Под воздействием всех корректировок и доработок современная немецкая школа определяет следующие стадии: подготовка учетных документов, бухгалтерская запись и хранение документов. Современная модель бухгалтерского баланса немецких компаний строится по принципу владения или права собственности. Заметим, элементы структуры пассива — источников средств, схожи со статьями бухгалтерского баланса организаций, форма которого утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н.

Однако отличительной особенностью бухгалтерского учета Германии в настоящий момент является то, что в немецком законодательстве больше раскрываются вопросы о деятельности компании, нежели об организации учета, как это было раньше.

Современный мир требует более полных знаний, в том числе и изучения взаимодействия бухгалтерского учета с другими отраслями науки, чем и отличается французская школа. Именно здесь свое развитие получает юридическое направление в бухгалтерском учете. Наиболее выдающимся французским ученым в области бухгалтерского учета отмечают Эдмонда Дегранжа. Его счетная теория стала основой для взаимосвязи бухгалтерского учета и юриспруденции. Следует отметить, что даже под воздействием различных факторов, в том числе того, что французская школа неоднократно переходила к экономическому направлению, связь с юриспруденцией сохранилась до XXI века. Более того, сегодня актуальным вопросом во Франции является формирование бухгалтерского права как отдельной отрасли права, которая будет регламентировать определяющие учетные принципы, а также основы деятельности бухгалтеров.

Несомненным двигателем развития французской школы стал Жак Савари (французский экономист и правовед), который разделив счета на синтетические и аналитические, в дальнейшем разработал двухступенчатую систему регистрации данных, это получило название коллации счетов. Синтетические и аналитические счета используются во Франции и сегодня, так, в номер счета включают номер класса счетов, номер счета, номер субсчета и номер аналитического счета.

Что можно считать главным в учете? Мнения во французской школе по данному вопросу значительно разняться, более обоснованную точку зрения высказал Л. Сэй. Он определил, что наиболее важной категорией в учете является контроль, в основе которого лежит себестоимость, являющаяся параметром хозяйственной жизни при любом изменении цен. На сегодняшний день дефиницию «учета» можно встретить в большинстве национальных и зарубежных словарях. Эжен Пьер Леоте и Адольф Гильбо как представители французской школы дали следующее определение: учет -это ведение счетов, с помощью которых достигалась регистрация, систематизация и координация фактов хозяйственной жизни, в свою очередь, причинно-следственной связью двойной записи является баланс, уравнивающий актив и пассив.

Современная Франция признает одной из форм индивидуальной бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс. Любая французская компания при составлении бухгалтерского баланса определяет содержание достаточно детализировано, используя систему финансовых счетов первых пяти классов национального плана счетов Франции. Однако далеко не все изменения, способствующие развитию французской школы бухгалтерского учета находили положительный отклик среди общественности. Так, Жили И.А. предложил вести аналитические книги по местам возникновения фактов хозяйственной жизни, сводные записи аналитического учета оформлять в бухгалтерии, что закрепилось как метод централизации, опыт использования которого показал, что его применение только усугубляет положение для многих предприятий и фирм, усложняя процесс ведения документации.

Значительный вклад был внесен и со стороны итальянской школы бухгалтерского учета, объединившей в себе ломбардскую, тосканскую и венецианскую учетные

школы. До сегодняшнего времени вопрос о классификации счетов подвергается многим дискуссиям, которые были широко распространены среди представителей итальянской школы. Например, Доминико Манчини разделил все счета на живые (счета расчетов с физическими и юридическими лицами) и мертвые (счета материальных и денежных ценностей). В 1755 году Пиетро Паоло Скали объединил счета в три группы: собственные (капитала, прибылей и убытков, результатов), имущественные и корреспондентов (дебиторов и кредиторов). Несмотря на множество предложенных обоснованных точек зрения, общепринятой и устоявшейся до наших дней классификации не существует.

Сторонником материалистической теории бухгалтерского учета Джузеппе Людовико Криппой было предложено деление счетов на две группы: первая включает счета капитала и его частей, в свою очередь, вторая раскрывает структуру первых счетов. Каждый экономист того времени высказывал свое мнение, для чего предназначен учет. Криппа выразил следующую мысль: «цель учета состоит в исследовании результатов хозяйственной деятельности, которая сопряжена с постоянными изменениями объема и состава имущества». Цель современного итальянского бухгалтерского учета заключается в следующем: раскрытие достоверной бухгалтерской информации, содержания и полноты основных бухгалтерских форм, консолидирование отчетов.

Русская школа бухгалтерского учета формировалась с учетом теорий, разработанных и широко изученных в рамках французской и немецкой школ. Так, отечественные бухгалтеры использовали понятие балансоведения как интегрированную систему из счетов, которая образуется посредством составления проводок. Необходимо отметить, что такой подход получил свое начало именно в немецкой школе. Ценность проводки заключается в отражении экономического и юридического содержания проводимой операции. С какого момента времени можно считать возникновение русской школы счетоводства? Более важные открытия начали осуществляться в первой половине XIX века. Основные труды в это время были разработаны: Карлом Ивановичем Арнольдом, Эрастом Алексеевичем Мудровым и другими. Основоположником такого понятия как оперативный учет стал Павел Иванович Рейнбот, благодаря которому на сегодняшний день известно, что оперативный учет фиксирует факты хозяйственной жизни непосредственно на местах их совершения.

Во всем мире известен бухгалтер-самоучка, «Колумб бухгалтерского учета» -Федор Венедиктович Езерский. До сих пор большинство современных бухгалтеров отмечают несоизмеримый вклад, внесенный Езерским. Прежде всего, Федор Венедиктович подверг критике метод двойной записи, выдвинув собственную «Русскую тройную систему». Как упоминалось выше, представитель итальянской школы Доминико Манчини разделил все счета на «живые» и «мертвые», Езерский по этому поводу высказал свою точку зрения, отметив, что изначально факты хозяйственной жизни закрепляются в «живом» учете, дальнейшее их обобщение происходит в «мертвом» учете. Анализируя синтетическую отчетность, нет возможности выявить ошибки, допущенные в аналитическом учете. Зловредным изобретением врагов человечества Федор Венедиктович называл дебет и кредит, вместо которых он вводил «приход-расход».

Езерский был ярым противником использования терминологии, заимствованной из зарубежный стран. Отечественная бухгалтерская система должна развиваться по собственному пути, не перенимая опыта иностранных государств. Для более упрощенного определения предпринимателями и иными лицами в какой части они понесли убыток и на чем получили прибыль, вводилось отражение результата после каждой операции. Следовательно, таковое название «Русская тройная запись» получила, потому что документы, использующееся при регистрации имеют следующий вид: первичные, Журнал, Отчет; в учете используются только три счета

(так как по Езерскому остальные счета являются подставными): «Ценности», «Капитал», «Касса»; регистрация фактов финансово-хозяйственной деятельности ведется по приходу, расходу и остатку. В чем же заключается ценность вышеназванных нововведений? Наиболее обоснованным ответом на данный вопрос послужат слова самого Езерского: «Тройная система, упраздняя подставные приходы и расходы, туманные термины «дебет», «кредит» и т.п. и сводя выводы не к нулю, а к цифре остатка, к точным признакам верности, ставит счетоводство настолько ясно, что человек задумается, делать ли утайки ошибок, ибо ошибки меняют остатки и разрушают признаки верности, а потому становятся очевидными».

Безусловно, идеи Федора Венедиктовича являются новаторскими для мировой бухгалтерии, но опубликовав в 1876 году собственный труд «Обманы, убытки и ошибки, скрывающиеся в верных балансах двойной — итальянской системы счетоводства и открываемые признаки верности русской тройной системы», многие теории, изложенные в работе были подвергнуты критике в силу непонимания общественностью. Это обрело все больший резонанс, когда Езерский предложил отменить использование кредиторской и дебиторской задолженностей, но новатор не принимая данный фактор во внимание продолжал трудиться, организовывать самые массовые бухгалтерские курсы в России. Несмотря на негативную оценку Езерским дебета и кредита как категорий бухгалтерского учета, современный бухгалтерский учет в России активно использует эти основополагающие понятия. Дебет и кредит сегодня используются для отражения в бухгалтерском учете каждой операции, подлежащей отражению на балансовых счетах.

Первым ученым, предложившим отделить учет оборота от учета капитальных вложений был Иван Францевич Валицкий, которого также признают новатором того времени. Его основная работа проводилась в направлении макроучета, а в 1877 году был опубликован труд «Теория счетоводства в применении к народному хозяйству». До конца XIX века не был разработан вопрос о взаимосвязи бухгалтерского учета с другими науками, именно в этом направлении начал работать Василий Дмитриевич Белов. «Всякая дедукция стремится к выводу как к конечному результату. Таким выводом является в математике искомая величина, в логике — заключение. Бухгалтерское знание, как мы неоднократно замечали, представляет также дедукцию, а потому также стремится к выводу. Вывод называется счетом баланса», — говорил Белов. По мнению Василия Дмитриевича, методы бухгалтерского учета — это методы кино, где кадр киноленты — это проводка, а весь учет- увлекательный кинофильм. Сегодня данный вопрос более изучен, и взаимосвязь бухгалтерского учета раскрывается с рядом отраслей права: административное право (определяет права и обязанности бухгалтера); трудовое право регулирует трудовые отношения граждан с администрацией; финансовое право определяющее ответственность бухгалтеров за правильность и своевременность всех финансовых взносов, осуществляемых предприятием; гражданское право, раскрывающее такие понятия, как правоспособность и дееспособность участников хозяйственного процесса, право собственности, оперативного управления, владения, виды договоров.

Таким образом, в каждой из представленных выше национальных школ бухгалтерского учета есть свои яркие представители, повлиявшие не только на национальные системы бухгалтерского учет, но и на мировую практику учета и отчетности. Несомненно, большинство теорий, разработанных в национальных экономических системах, принципиально отличающихся друг от друга на сегодняшний день не используются, но они являются тем базисом, на котором строилась система бухгалтерского учета, использующаяся в современном мире.

Следует отметить, что, несмотря на всю разносторонность идей и подходов национальных школ и систем учета, они имеют тенденцию к объединению. Потребность в объединении национальных систем учета усиливается в условиях современной глобализации — появляются международные институты

профессиональных бухгалтеров (например, Международная федерация бухгалтеров -IFAC, Евразийский Совет Сертифицированных Бухгалтеров и Аудиторов — ЕССБА), разрабатываются международные стандарты учета и отчетности — международный язык бизнеса. Подобная интеграция служит общественным интересам, способствует гармонизации учета, для наиболее полного удовлетворения требований пользователей учетной информации в разных странах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

2. Миславская Н.А. Бухгалтерский учет в Германии // Финансовый менеджмент, 2004. № 3. С. 23-25.

3. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004.

4. Волкова О.Н. Учет в Италии // Бухгалтерский учет, 2000. № 15.

5. ГалаганА.М. Счетоводство в его историческом развитии. М.-Л.: Госиздат, 1927.

6. . Режим доступа: https://www.audit-it.ru/terms/accounting/debet_i_kredit.html/ (дата обращения: 07.12.2019).

Скачать программное обеспечение для учета детского сада

Ниже располагаются ссылки для загрузки. Скачать бесплатно можно презентацию программного обеспечения в формате PowerPoint и демонстрационную версию. Причем, демо-версия имеет определенные ограничения: по времени использования и функционалу.

Есть вопросы по демо-версии?
Наша служба технической поддержки Вам поможет!
Напишите или позвоните нам. Контакты .

Заказать автоматизацию учета в детском саду

Чтобы приобрести данную программу, достаточно позвонить нам по указанным в контактных данных телефонам или скайпу, либо просто написать письмо. Наши специалисты согласуют с Вами подходящую конфигурацию, подготовят договор и счет на оплату.

Программой могут пользоваться:

  • Учебный и
    образовательный
    центр
  • Любые
    учебные курсы
  • Детский сад,
    система дошкольного
    образования и ДОУ
  • Детский центр
    развлечений и
    раннего развития
  • Языковые курсы
  • Школа моделей
  • Частные преподаватели,
    педагоги и лекторы
  • Лицей, колледж
    и школа
  • Творческая студия,
    кружок
  • Автошкола
  • Центр и курсы
    повышения квалификации
  • Образовательный
    фонд и агентство
  • Университет,
    факультет, ВУЗ,
    институт и академия
  • Консультационный
    и учебно-консалтинговый
    центр
  • Агентство
    коммуникативного
    менеджмента
  • Техникум,
    училище и ПТУ
  • Тренинговая
    компания и центр
  • Бизнес-школа
  • Центр
    делового развития
    и обучения
  • Организации
    высшего и
    профессионального
    образования
  • Любая другая
    организация

Бухгалтерская отчетность в детском саду

Отчетность у «частников» и «бюджетников» отличается по объему и по срокам предоставления. Так, «частники» сдают отчетность раз в год, не позднее конца марта. Тогда как бухгалтер бюджетного ДДУ сдает несколько форм отчетов ежегодно, ежеквартально и ежемесячно. Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) должны представить бухгалтерские отчеты, отчеты для управления ПФР и для статуправления. В бухгалтерские отчеты по истекшему году входят:

  • бух. баланс;
  • отчет о целевом использовании денежных средств;
  • финотчет о результатах деятельности.

Самостоятельно учреждениями определяется детализация по отчетным статьям. Если показатели финотчетности являются существенными, то их детализируют.

Бухучет родительской платы в детсадах

Деятельность ДДУ является специфичной, поскольку на содержание детей удерживается определенная плата. Ее размер устанавливается учредителем. Начисление РП производят по табелю учета посещаемости ежемесячно в последний рабочий день отдельно для каждой группы. Расчеты проводятся в соответствии с календарным графиком работы ДДУ и установленными ставками.

Дни, в которые ребенок не посещал заведение, отмечают буквой «Н». Выходные дни буквой «В». Посещения ребенка не имеют отметки. Табель формы 0504606 подписывает воспитатель и руководитель ДДУ. Размер платежа может уменьшаться в связи с отсутствием малыша:

  • по болезни (при наличии медицинской справки);
  • на период карантина;
  • в связи с отпуском родителей (его законных представителей (ЗП) от 5 и более календарных дней (КД), но не более 90 дней в год;
  • в течение 2,5 месяцев (в летний период времени) оздоровительного периода;
  • на период официальной регистрации родителей (ЗП) как безработных;
  • простое предприятия не по вине его работников;
  • при закрытии ДДУ для проведения аварийно-ремонтных работ.

РП зачисляется на лицевой счет ДДУ через Сбербанк РФ по квитанции № ПД-4 или через кассу. РП отражается в операционном журнале расчетов с дебиторами по доходам. Издержки, которые покрываются за счет РП, учитывают, как деятельность, приносящую прибыль.

Операции Дебет Кредит Форма расчета
Начисление родительской платы 2 205 31 560 2 401 10 130
Внесение РП 2 201 11 510

2 201 34 510

2 205 31 660

2 205 31 660

Безналичная

Через кассу ДДУ

Расходы РП 2 109 60 ХХХ

2 109 70 ХХХ

2 109 80 ХХХ

По дебету счетов с кредита разных счетов
Списание расходов по факту оказания разных услуг 0 401 20 200

0 401 20 200

0 109 60 200

2 109 60 200

0 109 70 (80)

0 109 70 (80)

Возврат РП 0 205 31 560 0 201 34 610 Через кассу ДДУ
2 205 31 560 2 201 11 610 С лицевого счета ДДУ

Бухучет питания персонала в д/с

Одной из особенностей функционирования дошкольных учреждений является необходимость обеспечения питанием персонала. Это деятельность относится к разряду приносящих прибыль, поскольку затраты на приготовление блюд возмещаются сотрудниками учреждения. Операции в записях бухучета отражаются следующим образом:

Операция Дебет Кредит
Списание израсходованной стоимости продовольственной продукции для питания персонала 2 109 60 272 2 105 02 440
В кассу ДС работниками внесено за питание 2 20134 510 2 205 31 660

Расчеты за питание ведутся в оборотной ведомости с указанием данных каждого работника. Читайте также статью: → «Бухгалтерские оборотные ведомости». Пример бухучета питания работников автономного учреждения:

Операции Дебет Кредит
Поступившие продукты для питания работников 2 105 32 340 2 302 34 730
Списано продуктов 2 109 61 271 2 105 32 440
Списано издержек по питанию 2 401 10 130 2 109 61 271
Начислено работникам: задолженность 2 205 31 560 2 401 10 130

Чтобы питание, как услуга имела нулевую прибыль, следует проводить начисление задолженности работникам учреждения на сумму закупочной стоимости продуктов.

Какими льготами пользуются дошкольные учреждения

Для государственных или муниципальных организаций (ГМО), к которым относятся и ДДУ глHYPERLINK «http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/043b3ec883ce309e856dd0c833f5b8b817c276e9/”авойHYPERLINK «http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/043b3ec883ce309e856dd0c833f5b8b817c276e9/” 25 НК РФ определено: поступление денег на содержание детей является выручкой. Следовательно, доход по закону облагается налогом на прибыль (НП).

Частные ДС являются плательщиками НП (ст.246 НК РФ). Причем не облагают средства, которые поступили на содержание и ведение уставной деятельности. Поэтому нужно обеспечить их раздельный учет и использование. Позже отобразить этот факт в отчете о целевом использовании средств, предоставляемом в налоговую инспекцию по истечении налогового периода. Для образовательных учреждений может применяться нулевая ставка НП к определяемой налоговой базе (ст.284 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *