Что мне делать, если транспортная компания потеряла мой груз?

Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей. Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций. Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде. В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.

Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.

Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком

При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов. Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора. В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.

Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК. В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.

Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.

Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции. Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.

в накладной указана сумма груза 36000 или по 100 рублей за кг? Если указанна полная сумма, то не вижу проблем ее взыскать, а если 100 руб за кг, то маловероятно что-то большее получить. Пару лет назад был в отпуске и отправил сам себе посылку. Стоимость товаров была тысяч 18000, вес 30 кг. Когда накладную оформляли они написали объявленную ценность 100 руб за кг. Когда груз не получил (потеряли) стал готовится к суду, т.к. практика на стороне «объявленной ценности» несмотря на то, что у меня были чеки на товар, решил хотя бы на моралке выехать и фиктивных договорах с адвокатами (консультации, написания заявлений). С момента отправки прошло уже месяца 4, и вот за день до подачи искового заявления звонят со склада Энергии и спрашивают вы когда свой груз заберете? Я аж опешил, какой груз, вы же его потеряли? Мы, говорят, делали ревизию на складе и нашли ваш ящик, приезжайте получайте. Я ноги в руки, вернее попу в машину и быстрей на склад, пока они не передумали. Выносят отдают мой ящик. Спрашиваю как же так, он же потерялся, а мне говорят просто на нем отклеилась и потерялась бумажка с трек-номером, поэтому по базе не бился, а по адресу пришел и лежал, вот делали ревизию на складе, нашли и позвонили. В тот день я не один там такой счастливчик оказался, в этот же момент еще два человека озадаченно-радостные получали свои «потерянные» грузы.

Ответственность грузоперевозчика

Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам. Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами. Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.

Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:

  1. Если ТК потеряла груз в полном или частичном объёме, исполнитель должен компенсировать потребителю стоимость утраченного товара, согласно прописанной в документах суммы.
  2. Если компания повредила товар в процессе транспортировки, сумма компенсации может варьироваться в зависимости от условия, поддаётся возобновлению груз или его восстановить невозможно. В первом случае суд может обязать исполнителя выплатить разницу, на которую понизилась ценность товара, во второй ситуации, когда товар не подлежит восстановлению, компенсируется стоимость в полном объёме.
  3. Компенсации подлежит стоимость затрат потребителя за оплату услуг компании по перевозке груза.

Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.

Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза

Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения. Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица. При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.

Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза. Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.

Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации

Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю. При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.

Когда грузоперевозчик не несёт ответственности

Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.

«Общество защиты прав автомобилистов» — мы поможем вам восстановить справедливость

Юристы нашей компании окажут профессиональную помощь участникам конфликта и помогут найти оптимальный путь выхода из сложившейся ситуации. В своей работе мы строго соблюдаем принцип объективности и преследуем цель восстановить справедливость. Поэтому нашими клиентами являются как транспортные компании, которым необходима помощь в доказательстве своей невиновности, так и их клиенты, чей груз был утерян либо поврежден в процессе перевозки.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз. Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины. Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.

Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена. Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия. Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.

Сроки подачи и рассмотрения претензии

Сроки подачи претензии зависят от того, каким транспортом доставлялся груз.

Также влияет расстояние до места назначения, характер порчи имущества:

  1. Если груз полностью утрачен, то претензию можно подать в течение 30 дней с момента, когда должна быть завершена доставка. Это правило касается наземного транспорта. Для воздушного транспорта предусматривается срок 10 дней. При смешанной доставке отводится 4 месяца на подачу обращения.
  2. Если груз был поврежден при смешанной доставке, отсчет 4 месяцев начинается с момента его получения. Подать претензию о нарушении сроков доставки можно в течение этого же периода, начиная с даты прибытия.
  3. При нанесении ущерба имуществу при доставке наземным транспортом обратиться можно в течение 6 месяцев.
  4. При обнаружении порчи гражданин может взыскать не только нанесенные убытки, но и неустойку. Жалобу нужно направить в течение 45 дней.
  5. Если передача имущества осуществлялась по международным линиям, то письменная жалоба при нарушении сроков подается в течение 21 дня. В случае утраты груза претензию можно направить в период до полутора лет.

Претензия должна быть рассмотрена в течение 30 дней. Данный срок отражается в ФЗ №59 от 2.05.2006 года.

Способы подачи претензии

Подать претензию грузополучатель может несколькими способами:

  1. Личное обращение. Гражданин составляет жалобу в двух экземплярах и самостоятельно передает ее ответственному сотруднику в офисе компании. На документах ставится отметка о принятии.
  2. Почтовое отправление. Можно направить претензию заказным письмом с уведомлением, которое будет служить подтверждением отправки. Обязательно проводится опись вложенных документов. Данный способ используется, когда офис компании находится далеко или руководство не желает принимать документ лично.
  3. Интернет-ресурс. Крупные компании имеют собственные сайты, через которые можно направить обращение. В специальную форму вносятся данные о происшествии. Отдельно прикрепляются подтверждающие документы.

Выделяют некоторые особенности подачи претензии. Чтобы избежать противоречивых данных, которые могут озвучиваться представителями транспортной компании, можно использовать следующие варианты:

  • Передача претензии в присутствии свидетелей. При отказе принять жалобу можно составить акт, в котором распишется присутствующий при процедуре человек.
  • Передать жалобу через нотариуса. Уполномоченный представитель сможет самостоятельно заверить отказ принять жалобу, а также предоставить подтверждение при дальнейших судебных разбирательствах.

Куда еще можно подать жалобу?

Помимо руководства транспортной компании рассматривать жалобы уполномочены другие контролирующие органы.

К ним относят:

  • Транспортную прокуратуру;
  • Роспотребнадзор;
  • судебные органы.

Внимание! Рассмотрение обращения этими органами производится при отсутствии результата в случае попытки мирно урегулировать конфликт.

Обращение в суд

В судебные органы заявление подается, если решить мирным способом проблему не удалось. Также в них рассматриваются иски, касающиеся взыскания неустойки.

В исковом заявлении нужно отразить следующие моменты:

  • наименование, адрес расположения судебного органа;
  • данные заявителя (фамилия, имя, отчество, адрес регистрации, контактный телефон);
  • данные представителя при обращении через уполномоченное лицо;
  • название транспортной компании, ее юридический адрес, фамилию, имя, отчество руководителя, контактные сведения;
  • описание проблемы, факты нарушения гражданских прав;
  • сумму искового заявления и расчет, на основании которого установлена стоимость;
  • обстоятельства, при которых гражданин обнаружил нарушение собственных прав;
  • доказательства, подтверждаемые документами, фото- и видеоматериалами;
  • дату составления и подпись гражданина.

После рассмотрения дела суд выносит решение удовлетворить требования истца или отклонить. Если оно положительное, транспортная компания обязана компенсировать стоимость имущества (при утрате или порче), а также выплатить неустойку.

Претензия, направляемая в адрес транспортной компании, является вариантом досудебного урегулирования спора. Она составляется при нарушении сроков доставки, утере или порче груза. Гражданин должен подать обращение в установленный законом срок. Если представитель ТК отказывается принять жалобу, документ можно направить в вышестоящие органы, а также гражданин вправе инициировать судебное разбирательство.

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Как вернуть деньги за потерянный груз через суд

На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок. Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме. Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.

Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.

Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:

  1. Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
  2. Сопроводительные документы на груз.
  3. Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
  4. Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.

В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда. Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора. По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.

Подведём итоги

Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты. Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам. Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *