ФСБУ «Основные средства»: что нового в 2018 году

Новое в терминологии

Пока не вступил в силу ФСБУ «Основные средства» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), учет объектов основных средств регулирует только Инструкция № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Документы заметно различаются, но федеральный стандарт не отменяет Инструкцию. Минфин России уже начал вносить в нее необходимые корректировки (Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н). И эта работа продолжается.

Федеральный стандарт содержит несколько принципиально новых понятий, разница прослеживается и в толковании имеющихся терминов. Например, понятие «амортизация» давно знакомо бухгалтерам как величина стоимости актива, поэтапно относимая к расходам в течение срока полезного использования объекта учета. В федеральном стандарте дополнительно появляется термин «накопленная амортизация». Он означает общую сумму амортизации, исчисленной за определенный период использования актива (период может быть ограничен датой проведения операции с активом и (или) отчетной датой) с учетом простоев, то есть общую величину начисленной амортизации с момента постановки объекта на учет до момента продажи/списания или какой-то произвольной контрольной даты.

Стандарт также вводит термины, касающиеся оценки объектов ОС:

  • обменные операции — передача или получение активов в обмен на деньги или иные материальные ценности, а также в счет выполненных работ, услуг, переданных прав на пользование имуществом. Важно: обмен производится по стоимости, соотносимой с рыночными ценами;
  • необменные операции — получение или передача основных средств безвозмездно или по незначительным по отношению к среднерыночным показателям ценам.

В первом случае оценкой объекта будет считаться сумма фактических затрат. В ситуации с необменными операциями в качестве первоначальной устанавливается справедливая стоимость объекта. Такой подход устанавливает реальную стоимость активов и позволяет анализировать эффективность вложения денежных средств.

В бухучете по решению учредителя бухгалтер часть объектов может отражать по первоначальной стоимости, а часть — по справедливой стоимости, что должно быть указано в учетной политике.

Для ситуаций, когда учреждению надо изменить балансовую стоимость объекта ОС, к имеющимся в Инструкции № 157н случаям федеральный стандарт добавил:

  • переоценку ОС до справедливой стоимости;
  • процедуру обесценения.

ФСБУ предлагает и новые принципы группировки основных средств. Из сравнительной таблицы видно, как стандарт меняет приоритеты объединения объектов:

101.09.000 «Драгоценности и ювелирные изделия»

Объекты ОС можно перемещать из группы в группу — реклассифицировать. Стоимость объектов при этом не меняется. Бухгалтер должен одновременно отразить в учете факт выбытия из одной группы и факт включения в другую.

Альтернатива есть: методы начисления амортизации

Разработчики федерального стандарта к имеющемуся линейному методу начисления амортизации добавили еще два — метод уменьшаемого остатка и начисление пропорционально объему продукции. Какой из методов применять, зависит от целей и порядка эксплуатации объекта.

  1. Линейный метод подразумевает равномерное начисление постоянной суммы амортизации в течение срока полезного использования актива (СПИ). Сумму ежемесячного платежа получить довольно просто: первоначальную стоимость объекта разделить на СПИ.
  2. Метод уменьшаемого остатка опирается на остаточную стоимость объекта на начало отчетного года, при этом в расчет берутся коэффициент ускорения и срок полезного использования. Согласно требованиям ФСБУ коэффициент ускорения может быть в промежутке от 1 до 2, а для основных средств, приобретенных по договору лизинга, — от 2 до 3. Метод уменьшаемого остатка удобно применять к быстро устаревающей цифровой технике или оборудованию, которое используется в условиях агрессивной среды или высокой сменности. Также метод рекомендуется для бытовых приборов (холодильников, печей и т.п.).
  3. Последний метод — расчет амортизации пропорционально объему продукции — учитывает ожидаемую эффективность использования актива. То есть чтобы оценить размер амортизации, необходимо иметь исчисляемые количественные данные о производительности объекта. При этом начисляется нулевая амортизация, если производство остановлено или на какой-то период актив выведен из эксплуатации. Наиболее ярким примером для такого метода начисления амортизации может стать автомобиль, который имеет определенный максимальный и фактический пробег.

Важно понимать, что, какой бы способ ни выбрало учреждение, сумма амортизационных начислений будет влиять на себестоимость продукции, работ, услуг (109XX счета).

Учреждение вправе выбрать тот способ начисления амортизации, который больше прочих способствует получению экономических выгод, и должно отразить это в своей учетной политике. ФСБУ «Основные средства» не запрещает использовать разные методы. При этом если цель использования объекта меняется, то учреждение в начале отчетного года должно проверить себя, подходит ли применяемый метод. При смене метода прошлые начисления не перерасчитываются.

Стандарт не позволяет приостанавливать начисление амортизации ОС, когда объект простаивает, или не используется, или удерживается для последующей передачи (списания). Исключение — когда остаточная стоимость объекта ОС стала равной нулю.

Обратите внимание, что изменились границы первоначальной стоимости основного средства, которые позволяют списать его на забаланс (до 10 000 рублей), или начислить амортизацию 100% (от 10 000 до 100 000 рублей), или списывать амортизацию согласно выбранному методу (от 100 000 рублей). Ранее эти границы были установлены в пределах 3 000 и 40 000 рублей.

Традиционно есть исключения для библиотечного фонда — 100% амортизация начисляется в момент ввода в эксплуатацию объекта учета, если его стоимость до 100 000 рублей. Граница в 10 000 рублей для определения правил начисления амортизации библиотечного фонда отсутствует.

Таким образом Минфин приближает правила бухучета к налоговому учету.

Еще одно удобное новшество в учете основных средств — возможность рассчитывать амортизацию отдельно на разные структурные части. Впрочем, учреждение может объединить части в единый объект имущества, если методы начисления амортизации и сроки полезного использования совпадают. Например, библиотечные фонды или мебель с одинаковым сроком полезного использования можно объединить в один инвентарный объект. Это значительно упрощает учет основных средств, особенно если их у учреждения много.

Объекты, которые до начала действия стандарта поставлены на учет по отдельности с персональными инвентарными номерами, учитываются в прежнем порядке. А вот новые однотипные объекты учреждение может принять как один инвентарный объект.

Изменения в отчетности

С 1 января 2018 года при составлении отчетности бухгалтер должен будет представлять подробную информацию по каждой из групп основных средств: сумму балансовой стоимости и накопленной амортизации, выбранные методы расчета амортизации и определения сроков полезного использования и др. Кроме того, необходимо будет представить сравнительные данные по остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода. Подробно данные сведения излагаются в Пояснительной записке (0503160, 0503760), представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому предположительно в течение 2018 года появится как дополнительная аналитика в счете 101XX, так и новые строки в формах 0503168, 0503768, а также возможно баланса 0503130, 0503730.

Все вышеперечисленные изменения в бюджетном учете обязательно найдут свое отражение и в автоматизированных учетных системах, где появятся различные методы начисления амортизации, будут учтены условия деления ОС на группы и отражены границы первоначальной стоимости основного средств.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Л.П. Воробьева
к.э.н., генеральный директор Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Основными средствами (ОС), которые учитываются на счете 10100 «Основные средства», являются материальные объекты имущества со сроком полезного использования (СПИ) свыше 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления и используемые в деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для осуществления государственных полномочий (функций). При этом не имеет значения стоимость данных объектов.

Основной состав

Основные средства могут находиться в эксплуатации, в запасе, на консервации или быть сданы в аренду либо получены в лизинг (сублизинг) (абз. 2 п. 38 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н).
Материальные объекты имущества, составляющие библиотечный фонд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования (кроме периодических изданий).
Законченные капитальные вложения арендатора (лизингополучателя) в отделимые или неотделимые улучшения арендованных им объектов имущества, в том числе по договору лизинга (сублизинга), принимаются к учету в составе ОС учреждения-арендатора (лизингополучателя) в сумме произведенных им вложений, если иное не предусмотрено договором аренды (лизинга, сублизинга).
Капитальные вложения в многолетние насаждения включаются в состав ОС ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ (п. 43 Инструкции № 157н).
Если объект ОС находится в долевой собственности, он принимается к учету в составе основных средств соразмерно доле в праве в общей собственности (п. 40 Инструкции № 157н).
В состав основных средств не включаются (п. 39 Инструкции № 157н):

предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
материальные запасы;
машины и оборудование, сданные в монтаж или подлежащие монтажу;
материальные объекты:
находящиеся в пути;
числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений;
числящиеся в составе готовой продукции (изделий), товаров.

С 1 января 2017 года начал действовать новый Общероссийский классификатор основных фондов — ОК 013-2014 (СНС 2008). Одновременно с новым ОКОФ вступили в силу новая редакция Классификации основных средств, утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640, Таблица соответствия кодов, утвержденная приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458.
По основным средствам, которые приобретены до 2017 года, менять амортизационную группу и срок полезного использования не нужно (письмо Минфина России от 12.11.2015 № 03-03-06/1/65459). Новый ОКОФ разработан в соответствии с Системой национальных счетов (СНС 2008) ООН, Европейской комиссии, Международного валютного фонда и группы Всемирного банка. Обязанность применения ОКОФ для целей бухгалтерского учета установлена и пунктом 45 Инструкции № 157. Теперь ОКОФ включает 7 обобщающих видов основных фондов:
100 «Жилые здания и помещения»,
200 «Здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель»,
300 «Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты»,
400 «Системы вооружений»,
500 «Культивируемые биологические ресурсы»,
600 «Расходы на передачу прав собственности на непроизведенные активы»,
700 «Объекты интеллектуальной собственности».
Некоторые из них подразделяются еще на подвиды.
Новый код состоит из 12 знаков. Группировки основных фондов значительно изменились, поэтому переход на новый ОКОФ вызывает много вопросов. Например, в прежнем ОКОФ машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь являются отдельными группировками, а в новом ОКОФ они объединены в одну.

Инвентарный учет

Единицей учета основных средств является инвентарный объект (п. 45 Инструкции № 157н). Инвентарным объектом ОС может быть:
— объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
— отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
— обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. При наличии в комплексе частей с разным сроком полезного использования каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов к группировке объектов основных фондов по подразделам с учетом следующих особенностей.
В качестве одного инвентарного объекта учитываются здание и надворные постройки, обеспечивающие его функционирование (сарай, забор, колодец и др.). Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.
Инструкцией № 157н, Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н; далее — Инструкция № 174н) и Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н) не установлено каких-либо требований к порядку формирования учреждениями инвентарных номеров объектов основных средств. Поэтому учреждения могут самостоятельно разработать правила формирования инвентарных номеров и отразить эти правила и выбранный вариант в учетной политике.
Например, объектам основных средств присваивается инвентарный номер, учитывающий структуру основных средств данного учреждения, а также источники их приобретения.

Приложение к Положению
об учетной политике на 2017 год

Структура кодовых обозначений, присваиваемых инвентарным номерам объектов основных средств

Уникальный инвентарный номер основного средства состоит из 11 знаков и формируется следующим методом:

Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 декабря 2010 года N 162н

Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению

(с изменениями на 28 декабря 2018 года)

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2005, N 1, ст.8; 2006, N 1, ст.8; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1478; N 49, ст.4908; 2007, N 45, ст.5491; N 5, ст.411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств,
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 19 сентября 2015 года приказом Минфина России от 17 августа 2015 года 127н, применяется при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения.

приказываю:

1. Утвердить План счетов бюджетного учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 года.

4. Положения настоящего приказа применяются к:

а) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпорации при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;

б) государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям и (или) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее — организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств).
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части организации и ведения бюджетного учета в соответствии с положениями настоящего приказа.
(Пункт 4 в редакции, введенной в действие с 19 сентября 2015 года приказом Минфина России от 17 августа 2015 года 127н, применяется при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения.

5. Положения настоящей Инструкции в части первичных учетных документов применяются до внесения изменений в учетную политику субъекта учета на 2015 год согласно пункту 6 приказа Минфина России от 30 марта 2015 года N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2015 года регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 2015, 6 февраля).
(Пункт дополнительно включен с 19 сентября 2015 года приказом Минфина России от 17 августа 2015 года 127н, применяется при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения)

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Кудрин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 января 2011 года,
регистрационный N 19593

Приложение N 1. План счетов бюджетного учета

Приложение N 1
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 6 декабря 2010 года N 162н
(В редакции, введенной в действие
с 10 февраля 2019 года

приказом Минфина России
от 28 декабря 2018 года N 297н,
применяется при формировании
учетной политики и показателей
бюджетного учета, начиная с 2019 года. —
См. предыдущую редакцию)

План счетов бюджетного учета

Наименование счета

Номер счета

код

анали-

вида

синтетического счета

аналитический

тичес-
кий по БК

дея-
тель-
ности

объекта учета

груп-
пы

вида

по КОСГУ

номер разряда счета

БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

Раздел 1. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

Основные средства

Основные средства — недвижимое имущество учреждения

Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения

Увеличение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения

Нежилые помещения (здания и сооружения) — недвижимое имущество учреждения

Увеличение стоимости нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения

Инвестиционная недвижимость — недвижимое имущество учреждения

Увеличение стоимости инвестиционной недвижимости — недвижимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости инвестиционной недвижимости — недвижимого имущества учреждения

Транспортные средства — недвижимое имущество учреждения

Увеличение стоимости транспортных средств — недвижимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости транспортных средств — недвижимого имущества учреждения

Основные средства — иное движимое имущество учреждения

Нежилые помещения (здания и сооружения) — иное движимое имущество учреждения

Увеличение стоимости нежилых помещений (зданий и сооружений) — иного движимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости нежилых помещений (зданий и сооружений) — иного движимого имущества учреждения

Инвестиционная недвижимость — иное движимое имущество учреждения

Увеличение стоимости инвестиционной недвижимости — иного движимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости инвестиционной недвижимости — иного движимого имущества учреждения

Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения

Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения

Транспортные средства — иное движимое имущество учреждения

Увеличение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения

Инвентарь производственный и хозяйственный — иное движимое имущество учреждения

Увеличение стоимости инвентаря производственного и хозяйственного — иного движимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости инвентаря производственного и хозяйственного — иного движимого имущества учреждения

Биологические ресурсы — иное движимое имущество учреждения

Увеличение стоимости биологических ресурсов — иного движимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости биологических ресурсов — иного движимого имущества учреждения

Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения

Увеличение стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения

Основные средства — имущество в концессии

Жилые помещения — имущество в концессии

Увеличение стоимости жилых помещений — имущества в концессии

Уменьшение стоимости жилых помещений — имущества в концессии

Нежилые помещения (здания и сооружения) — имущество в концессии

Увеличение стоимости нежилых помещений (зданий и сооружений) — имущества в концессии

Уменьшение стоимости нежилых помещений (зданий и сооружений) — имущества в концессии

Машины и оборудование — имущество в концессии

Увеличение стоимости машин и оборудования — имущества в концессии

Уменьшение стоимости машин и оборудования — имущества в концессии

Транспортные средства — имущество в концессии

Увеличение стоимости транспортных средств — имущества в концессии

Уменьшение стоимости транспортных средств — имущества в концессии

Инвентарь производственный и хозяйственный — имущество в концессии

Увеличение стоимости инвентаря производственного и хозяйственного — имущества в концессии

Уменьшение стоимости инвентаря производственного и хозяйственного — имущества в концессии

Биологические ресурсы — имущество в концессии

Увеличение стоимости биологических ресурсов — имущества в концессии

Уменьшение стоимости биологических ресурсов — имущества в концессии

Прочие основные средства — имущество в концессии

Увеличение стоимости прочих основных средств — имущества в концессии

Уменьшение стоимости прочих основных средств — имущества в концессии

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов. Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Применение первичных учетных документов.

В обновленной Инструкции 162н пока сохранены ссылки на первичные учетные документы, утвержденные Приказом от 15.12.2010 № 173н. Напомним, что этот документ утратил силу в связи с изданием Приказа № 52н . Однако учреждения вправе применять старые формы первичных документов до внесения изменений в учетную политику на 2015 год с учетом своей организационно-технической готовности (п. 5 преамбулы к Инструкции № 162н, Письмо Минфина РФ от 10.06.2015 № 02 07 07/33768).

Изменения в Плане счетов.

План счетов бюджетного учета (приложение 1) скорректирован следующим образом:

  • добавлены новые счета:

* Аналитические счета по данной группе формируются по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета (кодам КОСГУ).

  • детализированы в разрезе статей (подстатей) КОСГУ следующие счета:

  • изменены наименования следующих счетов:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *