Инвентарный номер

Инвентарные номера присваиваются объектам для того, чтобы принять их на баланс и использовать в бухгалтерском учёте предприятия. Это основа фиксации и учёта имущества. Присвоить их можно не каждому предмету. Нужно чётко понимать, как выглядит номер основных средств, нематериальных объектов и непроизведённых активов и соблюдать порядок его присвоения.

Что такое инвентарный номер

Основные средства могут использоваться в работе только после принятия их к бухучёту. Единица такого учёта — инвентарный объект. Чтобы следить за сохранностью предметов, их использованием и состоянием, им присваивают номера.

Для организации бухгалтерского учёта и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учёту соответствующий инвентарный номер.

Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств», п. 1, пп. 11

Особенности присвоения номера:

  1. Номер указывают на каждом объекте.
  2. Изменять код во время использования нельзя.
  3. Номер можно присвоить объекту, части которого имеют равный срок полезного использования.

Частям единого объекта нельзя присваивать разные коды. Также не предусмотрено объединение нескольких объектов под одним номером. Этот вид нумерации используется только во внутреннем учёте компании. При передаче прав собственности номер не сохраняется.

Какие объекты подлежат нумерации

Коды присваиваются следующим объектам:

  1. Основные средства. Это материальные предметы, которые могут применяться в работе в течение 12 месяцев и более. Например, оборудование, инструменты, мебель и пр.
  2. Нематериальные объекты. Например, кинофильм, мультимедийный продукт, технология.
  3. Непроизведённые активы. Это ресурсы земных недр, земельные участки и пр.

Коды указываются в документации по учёту основных средств, используются при инвентаризации. Учитывается движимое и недвижимое имущество. Предметы стоимостью до 3000 р. не учитываются.

Объектам библиотечного фонда присваивают коды вне зависимости от стоимости. Все объекты подлежат нумерации, независимо от того, применяются ли они в работе или находятся в запасе.

Общие правила составления

Законодательством не предусмотрен особый порядок присвоения номеров. Организация вправе самостоятельно разрабатывать этот регламент. Процедура прописывается в Учётной политике предприятия или другом акте.

Главное требование — указание уникального номера для каждого объекта. Недопустимо, чтобы обозначения повторялись. Если основное средство снимается с учёта, его номер можно присвоить иному объекту минимум через 5 лет.

Номера должны быть порядковыми. В крупных организациях лучше разработать методические указания о присвоении кодов. Номер может состоять из нескольких частей: филиал компании, подразделение, код внутри подразделения. При передаче средства в другие филиалы оно не затеряется. Небольшие фирмы могут использовать простую нумерацию от 1.

Как присвоить номера основных средств и прочих типов объектов

Код наносится сотрудником, который несёт материальную ответственность. Процедура проводится под наблюдением члена комиссии по поступлению и выбытию активов.

Номера наносятся на объекты учёта. Удобнее использовать нестираемые полипропиленовые этикетки. Также номер можно наносить краской, прикреплять к предмету металлический жетон с надписью. Можно использовать также другие способы нанесения: гравировка, сварка, проставление штампа. Наносить код нужно таким способом, чтобы его нельзя было исправить или подменить. Номер должен быть чётким, легко читаться.

Иногда объект имеет особые свойства при эксплуатации, что не позволяет проставить на нём номер. В таком случае, в бухгалтерском учёте описывают предмет и его номер, отмечают отсутствие номера непосредственно на объекте.

Общие правила присвоения:

  1. Код не изменяется во время использования.
  2. Если части объекта учитываются как отдельные единицы, то каждой части присваивается отдельный код.
  3. Если части объекта учитываются как одна единица, то указывается единый код.
  4. При перемещении в другое подразделение код не изменяется.
  5. После списания объекта должно пройти не менее 5 лет, после чего инвентарный номер можно использовать повторно.
  6. Если предприятие использует объект по договору аренды, то может учитывать его по прежнему номеру от арендодателя.

Чтобы номер был легкочитаемым, рекомендуется придерживаться следующей схемы составления:

  1. Первая часть номера — бухгалтерский счёт или субсчёт учёта объекта.
  2. Вторая часть — код филиала предприятия.
  3. Третья — порядковый номер объекта.

Примеры и образцы

Номера фиксируются в журнале учёта инвентарных номеров. На титульном листе книги учёта содержатся сведения об организации, а также данные ответственного сотрудника.

Название организации, подразделение, дата, ФИО и табельный номер ответственного бухгалтера

На второй странице заполняются сведения об объекте.

Сведения об объекте

Информация фиксируется по мере поступления.

Остаточная стоимость, переоценка, внутренние перемещения объекта

На каждый объект заводится инвентарная карточка. В ней фиксируются все перемещения объекта.

Сведения об объекте, его переоценке и передвижении

На обратной стороне карты описываются изменения, которые происходят с объектом в ходе эксплуатации.

Затраты на ремонт, изменения стоимости и индивидуальные характеристики объекта

Заполняет и подписывает документы бухгалтер. Номера могут присваиваться с помощью компьютерных программ. Это может быть простая последовательная нумерация или определение кода по шаблону. Последний способ уместно использовать в крупных организациях с широкой филиальной сетью.

Пример с бюджетной организацией

Система способна составлять сложные номера до 30 символов.

Как составить инвентарный номер: пример

На заводе ООО «Стройпроект» к бухучёту приняли компьютер. Объект выдан подразделению под номером 9. Последний зарегистрированный код — 0121.

Компьютер относится к перечню «Машины и оборудование». В итоге, объект зарегистрирован под номером 9101340122:

  1. 9 — код подразделения.
  2. 101 — код синтетического учёта.
  3. 34 — код аналитического счёта.
  4. 122 — номер объекта по порядку.

Во время реорганизации предприятия из одной формы собственности в другую меняется его собственник. Каждый новый владелец устанавливает новые инвентарные номера для всех объектов.

В органах кадастрового учёта хранятся сведения о строениях: инвентарный номер дома и дополнительный код в виде цифр или букв. Этот номер позволяет определить район и вид недвижимости.

Нет строгой инструкции, как исправлять ошибки при назначении номеров. В зависимости от ситуации можно произвести комплектацию объекта, списание или принятие к учёту нового объекта.

Инвентаризация объектов должна проводиться внимательными и ответственными бухгалтерами по регламенту. Ошибки в учёте средств наказываются контролирующими органами. Предприятие будет платить штрафы при нарушении порядка учёта.

Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • других случаях, предусмотренных законодательством.

Если инвентаризация проводилась не ранее 1 октября отчетного года, то перед составлением годового баланса повторять эту процедуру нет необходимости.

Основные средства проверять необходимо раз в три года (п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.)

Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно назначить проведение инвентаризации. Для этого ему необходимо определить количество данных мероприятий в отчетном году, их даты, перечень проверяемого имущества и финансовых обязательств при каждой из них (пп. 2.1 п. 2 Методических указаний по инвентаризации).

Что необходимо проверить при инвентаризации?

Инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств, независимо от его местонахождения, то есть не только по головному предприятию, но и по его подразделениям.

В обязательном порядке необходимо проверить:

  • нематериальные активы;
  • основные средства;
  • финансовые вложения;
  • товарно-материальные ценности;
  • незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  • денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности;
  • расчеты с поставщиками, покупателями, налоговой инспекцией и фондами, расчеты с прочими дебиторами (кредиторами);
  • резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы;
  • активы и обязательства компании.

Обратите внимание, проверить нужно не только имущество, которое принадлежит фирме. Инвентаризации также подлежат ценности, учтенные на забалансовых счетах, прав собственности на которые у фирмы нет (например, арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку, и т д.).

Порядок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации необходимо прописать в учетной политике (п. 3 ст. 6 Федерального Закона № 402-ФЗ).

Комментирует Юлия Бусыгина, руководитель направления обучения по бухгалтерскому учету, Контур.Школа: «Не обязательные случаи проведения инвентаризации фиксируют в учетной политике. Укажите случаи, сроки, состав инвентаризационной комиссии. Случаи, когда инвентаризация обязательна по закону, в учетной политике фиксировать не нужно».

Основные этапы проведения инвентаризации:

1. Подготовительный этап:

  • подготовка приказа о проведении инвентаризации;
  • формирование инвентаризационной комиссии;
  • определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;
  • получение расписок от материально ответственных лиц и т д.
  • распечатка инвентаризационных описей товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3) отдельно на каждое материально ответственное лицо.

Основным документом, который определяет порядок проведения инвентаризации являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. В них же содержатся формы по учету результатов инвентаризации, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (в ред. от 27.03.2000).

2. Взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

3. Сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

4. Оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

Исправляя ошибки по результатам инвентаризации, нужно соблюдать два правила:

  • Во-первых, инвентаризация должна быть закончена до подписания отчетности и сдачи ее в налоговую инспекцию.
  • Во-вторых, записи по исправлению ошибок датируются датой окончания инвентаризации либо 31 декабря отчетного года.

Изменения в утвержденную и сданную бухгалтерскую отчетность вносить нельзя. В такой ситуации все ошибки исправляют в текущем году.

Выявлены излишки имущества

Зачастую, при инвентаризации выявляются «лишние» материально-производственные запасы и, как ни странно, даже основные средства. Причинами могут быть ошибки, совершённые в процессе ранее проводимых контрольных и учётных мероприятий.

В бухгалтерском учете излишки имущества приходуются по рыночной стоимости (без НДС и акцизов), что оказывает влияние на величину налогообложения. Зачисляются они на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма отражается в составе прочих доходов (п. 29 Методических указаний по инвентаризации).

Выявленные излишки подлежат отражению на следующих счетах бухгалтерского учета: по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей (01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция») и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы».

Пример 1.

В ходе инвентаризации были выявлены излишки товара по рыночной стоимости 15 000 руб.

Бухгалтер делает следующую проводку:

Дебет 41 Кредит 91-1 – 15 000 — стоимость излишков товара включена в состав внереализационных доходов

Пример 2.

Организация, в ходе проведения ежегодной инвентаризации, выявила излишки строительных материалов. Рыночная стоимость данных материалов — 20 000 рублей. На основании решения инвентаризационной комиссии бухгалтер сделал следующую проводку:

Дебет 10 Кредит 91-1 – 20 000 — приняты к учету излишки строительных материалов

Кроме этого, необходимо установить причины возникновения излишков и виновных лиц (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации).

Если материалы или товары, выявленные в ходе инвентаризации — неликвидны, а, проще говоря, испорчены, или есть другие причины, не позволяющие их реализовать, например запчасти к оборудованию, которое уже не производится, товары, вышедшие из моды и т.п., то их следует также списать, отразив в учете бухгалтерской записью: Дебет 91 Кредит 10.

В налоговом же учете доход в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признается внереализационным доходом (п. 20 ст. 250 НК РФ). Излишки приходуются также по рыночной стоимости (без НДС и акцизов) (п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ).

Ответственность за непроведение инвентаризации

Законодательно не предусмотрена ответственность за непроведение инвентаризации. Однако, инспекция может оштрафовать вас за недостоверность данных учета и отчетности (ст. 120 НК РФ; ст. 15.11 КоАП РФ). Правда, для этого ей придется самой найти расхождения учетных данных с реальными. Хоть это и не просто сделать за предыдущие периоды, но ничего невозможного нет.

Советуем посмотреть запись вебинара «Как провести и оформить инвентаризацию в бухгалтерском и налоговом учете». Лектор на практических примерах покажет, как сделать корректировки в бухгалтерском учете, если при инвентаризации выявлены излишки или недостача. А также разберет наиболее спорные и вызывающие трудности вопросы, возникающие при проведении инвентаризации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *