избежание двойного налогообложения с Казахстаном

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Конвенция
между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации
об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения
от уплаты налогов на доход и капитал
(Москва, 18 октября 1996 года)

Ратифицирована Законом Республики Казахстан от 3 июля 1997 года № 146-1

См.также: Протокол переговоров между делегациями Республики Казахстан и Российской Федерации по применению данной Конвенции

Конвенция вступила в силу с 29 июля 1997 года

См. письмо Налогового комитета МФ РК от 8 января 2014 года № НК-13-ЮЛ-Е-883-НК-17 «По легализации сертификатов резидентства»

Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, руководствуясь стремлением укреплять и развивать экономические, научные, технические и культурные связи между обоими Государствами и желая заключить Конвенцию об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал,

договорились о следующем:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 1

Лица, к которым применяется Конвенция

Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2

Налоги, на которые распространяется Конвенция

1. Настоящая Конвенция применяется к налогам на доход и капитал, взимаемые Договаривающимся Государством или его административно-территориальными подразделениями, или местными органами власти, независимо от метода их взимания.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. В качестве налогов с дохода и на капитал будут рассматриваться все налоги, взимаемые с общей суммы дохода или капитала, или с отдельных элементов дохода или капитала, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги, взимаемые с общей суммы жалованья или зарплаты, выплачиваемых предприятиями, а также налоги, взимаемые с доходов от прироста капитала.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Существующими налогами, на которые распространяется настоящая Конвенция, являются в частности:

а) в Республике Казахстан:

I) подоходный налог с юридических и физических лиц;

II) налог на имущество юридических и физических лиц;

(далее именуемые как «Казахстанские налоги»)

б) в Российской Федерации:

I) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

II) подоходный налог с физических лиц;

III) налог на имущество предприятий;

IV) налог на имущество физических лиц;

(далее именуемые как «Российские налоги»).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4. Настоящая Конвенция также применяется к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься в дополнение к существующим налогам или вместо них после даты подписания Конвенции. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях, которые будут внесены в их соответствующие налоговые законодательства.

При чём здесь двойное налогообложение?

Полное название документа – «Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения». Появился он в рамках совместного проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и G20 – Плана мер по внедрению глобальных налоговых правил.

В инициативе с многосторонней конвенцией центральный вопрос касается двойного налогообложения и его применения на практике. Двойное налогообложение – это когда человека или компанию облагают одними и теми же налогами сразу в двух государствах: стране фактической деятельности и стране гражданства или регистрации.

:
Зачем казахстанским нацкомпаниям нужны «дочки» в офшорах?

Работает это так. Казахстанская компания владеет предприятием, например, в Австралии. Когда оно выплачивает дивиденды, местные – австралийские – власти облагают его налогом, потому что предприятие находится в юрисдикции Австралии и доход, полученный казахстанской компанией, получен из Австралии. Но и Казахстан не остаётся в стороне и хочет также собрать налог: ведь компания, получившая доход, является казахстанской.

При таких сделках, которые ещё называют трансграничными, возникают ситуации, когда один и тот же доход облагается налогом дважды. И это, естественно, никак не стимулирует международную торговлю.

Чтобы таких коллизий не было, государства подписывают «конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал». На сегодня Казахстан заключил 53 таких соглашения с США, Великобританией, Китаем, Россией и другими странами. Полный список есть на сайте ответственного госоргана в области налогообложения – Комитета государственных доходов Минфина. Сейчас планируется заключить налоговые конвенции с Индонезией, Кипром и Израилем.

Представители Казахстана и Хорватии обмениваются подписанным текстом Конвенции об избежании двойного налогообложения / Фото пресс-службы МИД РК

В каждом соглашении прописаны перечень лиц и виды налогов, на которые оно распространяется. Как это работает – на примере конвенции между Казахстаном и Россией от 1996 года.

Документ распространяется на физические и юридические лица – резидентов Казахстана или России. Термин «налоговое резидентство» означает, что лицо подлежит в каком-то государстве налогообложению из-за того, что оно там проживает и работает, а в случае юрлица – имеет регистрацию. Гражданин какой-либо страны – не всегда её налоговый резидент, потому что он может постоянно проживать в другой стране и вести там бизнес. По тому, где находится его «центр жизненных интересов», то есть постоянное жилище и тесные личные и экономические отношения, зачастую можно определить его резидентство.

В целом конвенция Казахстан – Россия охватывает довольно широкий спектр деятельности: это доход от недвижимого имущества, прибыль от предпринимательства, дивиденды, роялти, доходы от наёмного труда и прочее.

К примеру, если казахстанец владеет в России квартирой и сдаёт её в аренду, то доход с этой деятельности он может платить в России. И наоборот, – если россиянин владеет каким-то недвижимым имуществом в Казахстане.

В случае с ведением бизнеса налог нужно платить в той стране, где находится «постоянное представительство», через которое ведётся предпринимательская деятельность. Таким представительством может быть место управления, отделение, контора, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов. Если казахстанское юридическое или физическое лицо владеет шахтой в России, то, скорее всего, и налог с прибыли оно будет платить в России, если не вступают в силу какие-то исключения и особые обстоятельства. К представительствам российских лиц в Казахстане относится то же самое.

С зарплатами несколько сложнее. Чтобы казахстанцу уплачивать налог с личного дохода при работе в России, нужно там находиться не менее 183 календарных дней в течение 12-месячного периода. Если же казахстанец работает в России, но его наниматель сам не россиянин, то платить налог нужно в Казахстане. О нюансах уплаты с других доходов можно почитать в конвенции.

:
Банки Кипра закроют счета иностранных компаний. Там был налоговый рай для граждан СНГ

Зачем эти конвенции нужны? Финансовый директор крупной казахстанской компании Фёдор Попандопуло считает, что такие соглашения способствуют международной торговле.

«Есть много транснациональных компаний, которые работают не только на территории своей страны, но и расширяются на другие рынки. Без конвенций могли возникнуть серьёзные проблемы, потому что компании сильно бы страдали от двойного налогообложения. При этом сами государства заинтересованы, чтобы их компании выходили на зарубежные рынки», – отметил Фёдор Попандопуло.

От заключения конвенций есть и косвенные эффекты. К примеру, Нидерланды в рамках таких конвенций создают привлекательные условия: значительное снижение налогов для иностранных компаний. Главная цель – стимулировать открытие в стране их офисов и головных структур.

К примеру, если у какой-то компании в Амстердаме заседает совет директоров, то страна получает прибыль от их перелётов в страну, от аренды жилья или номеров в гостиницах, трат на питание и туристические расходы. Всё это идёт на пользу экономике, подчёркивает Фёдор Попандопуло.

Против размывания налогов

У стремления стран избежать двойное налогообложение есть и обратная сторона. Часто компании в рамках так называемого «налогового планирования» пытаются выстроить свою структуру так, чтобы платить меньше налогов. В том числе и через переход в страны, где различные выплаты могут быть ниже.

Чтобы противодействовать такому размыванию налоговой базы и предотвратить вывод прибыли из-под налогообложения, ОЭСР и G20 приняли совместный план мер, о котором говорилось выше. Часть мер трансформировалась в многостороннюю конвенцию. Её Казахстан и подписал в июне. Таким образом, наша страна хочет присоединиться к 78 государствам, в числе которых, например, Россия, Швейцария и Нидерланды.

Конвенцию подписал министр финансов РК Бахыт Султанов / Фото пресс-службы Министерства финансов РК

Документ вносит поправки в действующую сеть межстрановых соглашений об избежании двойного налогообложения. Казахстан планирует распространить конвенцию на 45 из 53 своих соглашений. Основные поправки касаются рассмотрения нарушений договоров, также конвенция устанавливает стандарты для налоговых органов по разрешению споров и в некоторых случаях даже осуществляет арбитраж для их прекращения.

«При условии, что налоговые органы обладают достаточными сведениями о том, что при осуществлении конкретной сделки одним из намерений налогоплательщика было извлечение выгоды в виде налоговых послаблений, льгот, которые предусмотрены международным соглашением, то их применение признают неправомерным. Предполагается, что такой подход обеспечит защиту налоговых потоков в бюджет договаривающихся государств», – отмечает младший менеджер департамента налогов и права компании «Делойт» в Казахстане Лилия Калбаева.

По мнению эксперта, разработка многосторонней конвенции должна способствовать сотрудничеству между странами для противодействия агрессивному налоговому планированию. При этом компаниям-налогоплательщикам нужно проанализировать свою налоговую политику и стратегию, а также пересмотреть налоговые положения в контрактах с иностранными подрядчиками.

Поможет ли конвенция?

Подписание министром финансов конвенции ещё не означает, что она начала работать. Теперь Минфин должен провести процедуры согласования со всеми заинтересованными госорганами, а затем отправить документ на ратификацию в Парламент. После этого документ вступит в силу.

Но применять конвенцию на практике можно будет только после уточнения межстрановых соглашений об избежании двойного налогообложения со странами-партнёрами, которые должны ратифицировать конвенцию со своей стороны. В некоторых случаях потребуются индивидуальные уточнения и поправки – всё зависит от позиции Казахстана и страны-партнёра. Этот процесс может занять достаточно продолжительное время. Однако, пока непонятно, насколько эффективна будет конвенция в борьбе с уводом прибыли из-под налогообложения.

«Насколько меры ОЭСР будут эффективны, покажут время и практика, так как совершенствование налоговой среды – это непрерывный процесс, в котором должны быть учтены интересы всех вовлечённых сторон», – считает младший менеджер департамента налогов и права «Делойт» Лилия Калбаева.

По мнению эксперта, возникает неопределённость в отношении работы некоторых механизмов и их применения на практике. Более того, эффективность конвенции, отмечает Лилия Калбаева, будет во многом зависеть от согласованности и взаимодействия между сторонами конвенции.

:
Ничего не изменилось: новый Налоговый кодекс не решает фундаментальных проблем

Финдиректор крупной казахстанской компании Фёдор Попандопуло уверен, что какие-либо выгоды использования офшорных компаний для снижения налогообложения сейчас уже имеют мало смысла. Дело в налоговом законодательстве Казахстана, которое «дискриминирует» офшорные компании.

«Сегодня нет смысла структурировать владение активами через офшорные компании. В первую очередь потому, что к таким компаниям по казахстанскому налоговому законодательству применяются дискриминационные меры. А с 1 января 2019 года они будут усилены», – отметил Фёдор Попандопуло.

Собеседник Informburo.kz также обратил внимание, что в мире уже разработан механизм, который не позволяет компаниям избегать налогов – это принцип налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК).

«Общий принцип говорит: если компания, зарегистрированная в одной юрисдикции, владеет иностранной компанией, и эта иностранная компания не уплачивает налоги в своей юрисдикции или уплачивает незначительные налоги, то материнская компания должна уплатить налоги с доходов своей иностранной «дочки». Вне зависимости от того, получила она доход или нет», – рассказал Фёдор Попандопуло.

Эту концепцию внедрили в казахстанское налоговое законодательство в 2018 году. Однако нормы в отношении этого принципа изложены так, что возможно и двойное, и тройное налогообложение доходов и даже уплата налогов по транзакциям, по которым вообще был получен убыток.

Кроме того, некоторые льготы, которые законодательство предоставляет налогоплательщикам, вообще не имеют смысла, поскольку правило КИК их фактически отменяет. Сейчас идёт работа над поправками в эту часть законодательства, и, возможно, новый механизм будет правильно и доступно сформулирован и станет эффективным механизмом противодействия уклонению от налогов.

Ещё один важный пункт в борьбе с выводом прибыли – это обмен информацией между налоговыми органами разных стран. Такое сотрудничество позволяет каждому государству знать, где и какое имущество есть у его граждан. Сейчас Минфин Казахстана активно готовится к автоматическому обмену налоговой информацией и мониторингу доходов казахстанцев за рубежом. Для этого 26 июня текущего года Комитет госдоходов подписал специальное многостороннее соглашение CRS. Оно даст комитету возможность обмениваться данными со 102 юрисдикциями, в том числе со странами с льготным налогообложением.

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, (объект налогообложения доходы) получает доходы в виде лицензионного вознаграждения (роялти) из источников, расположенных за пределами Российской Федерации, в Республике Казахстан.
Согласно Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.), предполагается, что резидент Республики Казахстан будет удерживать из нашего лицензионного вознаграждения сумму налога в размере 10 процентов. Оставшаяся сумма роялти (за вычетом 10%) будет перечислена нам на наш расчетный счет в России (в Москве).
Пункт 2. статьи 23 Конвенции об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 года), устанавливает, что в России двойное налогообложение будет устраняться следующим образом:
Если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с положениями настоящей Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемый в Казахстане может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.
Вопрос:
1.Обязана ли наша организация уплачивать на территории РФ налог 6% от полученных на расчетный счет в РФ денежных средств в связи с применением упрощенной системы налогообложения или перечисление можно не проводить в связи с тем, что данная сумма уже удержана? Если да, то:
2.Каким образом нашей организации будет возмещен налог (6% с полученных средств), удержанный с нашего дохода в Казахстатне. (Иначе с нас удержат налог дважды и в РФ — 6% и в Казахстане-10%)
3.Обязаны ли мы подавать налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (по-мимо налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН) ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *