Как правильно принять продукты питания по 44-ФЗ

Закупка продуктов питания по 44-ФЗ.

Ограничения при закупке продуктов питания

Ограничивайте поставки продукции из перечня, закрепленного в ПП РФ №832 от 22.08.2016. Исключение — продукты, поставляемые из стран Евразийского экономического союза (п. 2 ПП РФ №832). Ограничения применяются по общим правилам: участники декларируют страну происхождения и изготовителя по ОКСМ, заявки с зарубежной продукцией отклоняются («третий лишний»), замена товара в процессе исполнения контракта не допускается (пп. 2 — 4 ПП №832).

Напомним, что с 14.04.2020 ограничены госзакупки иностранных огурцов и помидоров.

При закупке продуктов питания необходимо обратить внимание как на выбор способа закупки, так и на особенности описания и установления требований к продуктам питания. Кроме того, определение исполнителя по контракту — важный и ответственный этап, а в случае, когда речь идет о закупке продуктов питания для обеспечения деятельности лечебных учреждений, допущенная ошибка может дорогого стоить для контингента.

Закупка продуктов питания подпадает под действие 44-ФЗ и четко им регламентируется на всех ее этапах.

Однако, помимо основного законодательного акта, в отношении закупок продуктов питания действует еще и ряд дополнительных (ограничительных) актов, которые заказчик обязан принимать во внимание при подготовке документации самой закупки.

Ограничительные законодательные акты, которые действуют в отношении закупок продуктов питания, являются, своего рода, дополнительным инструментом заказчика для проведения закупок.

И если их знать и уметь грамотно применять, вероятность попасть в поле зрения ФАС и получить штраф, будет сведена к минимуму. К этим дополнительным правовым актом относятся:

— Постановление Правительства РФ № 832;

— Постановление Правительства РФ № 99;

— Распоряжение Правительства РФ № 471-р;

— Приказа Минфина РФ № 126н;

— Технические регламенты и стандарты (ГОСТ, ТУ, СанПиН, гигиенические нормативы и т.д.).

И для того, чтобы во всем этом многообразии законов и подзаконных актов разобраться, ничего не упустить и не запутаться, пройдемся по всей процедуре закупки продуктов питания.

Акт приемки

По результатам рассматриваемых действий стороны составляют и подписывают документ о приемке (акт), либо поставщику направляют письменный мотивированный отказ от его подписания.

В этой бумаге должны быть отражены все несоответствия, допущенные при поставке продуктов или оказании услуг по организации питания. Подпись сторон сделки на акте подтверждает переход прав на товары или результаты оказания услуги. Поэтому важно грамотно составить такой документ, так как после его подписания вся ответственность за качество и сохранность продукции ложится на покупателя.

Образец акта приемки продуктов питания

Строгой формы акта приемки продуктов питания по 44-ФЗ не установлено, можете использовать наш образец.

Скачать

Порядок проведения экспертизы

В рамках одного контракта поставка продовольствия (организация питания) может происходить ежедневно. При этом закон № 44 обязывает заказчика проводить экспертизу при каждой приемке (ч. 3 ст. 94), то есть тоже каждый день.

Для этой цели покупатель имеет право ограничиться своими силами либо привлечь независимых экспертов или экспертные организации. С последними также нужно заключить госконтракт по нормам 44-ФЗ. Причем свой выбор заказчик должен зафиксировать в тексте контракта.

Если покупатель проводит проверку самостоятельно, то оформлять ее итоги отдельным документом не требуется. Здесь достаточно подписи на накладной и акте приемки.

Результатом экспертизы может стать либо решение о приемке, когда продукты (меню, готовые блюда) соответствуют всем требованиям и условиям контракта, либо отказ от нее. В последнем случае составляется рекламационный акт с перечнем выявленных замечаний и сроками их устранения, который направляют поставщику. Исполнитель обязан устранить все недочеты в указанные в акте сроки и снова предоставить продукцию для проверки.

Помимо контроля продукции, заказчик также должен проверить следующее:

  1. Сроки годности.
  2. Работников.
  3. Транспортные средства.

Показатели первого пункта необходимо контролировать при каждой поставке. Продукция должна соответствовать остаточному сроку годности, указанному в контракте, например, 80 %. Так, продукт, который должен быть использован в течение 10 дней, может быть поставлен не позднее чем на вторые сутки после его изготовления.

Экспертиза по второму пункту включает проверку наличия у работников поставщика, которые непосредственно контактируют с продуктами (перевозка, разгрузка, хранение, приготовление и т. д.), действующих медицинских книжек, в которых поставлена отметка с голографическим знаком об аттестации по профессиональной гигиенической подготовке. Также в них должна быть запись о прохождении периодических медосмотров. Лица с инфекционными заболеваниями и подозрениями на них к подобной работе не допускаются (приказ Минздрава № 229 от 29.06.2000).

В отношении третьего пункта заказчик должен выяснить, располагает ли транспорт условиями для перевозки различных видов продовольствия, которые устанавливает изготовитель (охлаждаемый или изотермический). Стоит обратить внимание на соблюдение правил товарного соседства, конструкцию грузовых отделов, которая должна защищать товар от загрязнений и вредителей, а также на чистоту внутри кузова.

Экспертиза: особенности проведения

Существует три вида экспертизы:

  1. экспертиза документации;
  2. экспертиза результатов выполнения контракта сторонней организацией;
  3. внутренняя экспертиза самого заказчика.

В ходе экспертизы нужно проверить, отвечает ли объект закупки условиям контракта, а также обратить внимание на качество и объем поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Убедитесь, что:

  • у объекта закупки отсутствует брак;
  • у объекта закупки нет повреждений (в том числе упаковки);
  • товарная партия однородна;
  • не истек срок годности;
  • есть необходимые сертификаты.

Учитывайте заключение экспертов, когда решаете, принимать результаты исполнения контракта или нет (ч. 3 и 7 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ)

Обязательные условия договора на оказание экспертных услуг включают:

  • предмет экспертизы;
  • полномочия эксперта;
  • условия допуска до проведения экспертизы (квалификация эксперта и сроки проведения экспертизы). Сроки проведения экспертизы должны соответствовать срокам поставки товаров.

Если внешняя экспертиза выявила нарушение условий контракта, заказчик обязан руководствоваться заключением этой экспертизы и принять предусмотренные законом меры, вплоть до одностороннего расторжения контракта. Если внешняя экспертиза выявила нарушения условий контракта, заказчик должен решить, какие меры он применит к поставщику за нарушение условий поставки.

Если были обнаружены какие-то несоответствия при приемке, нужно переходить к повторной приемке. Если в результате первичной приемки товара были выявлены нарушения, необходимо на повторную приемку пригласить представителя поставщика, отправив ему уведомление.

Приглашение на осмотр товара

Если при приемке не присутствует уполномоченный представитель поставщика, заказчик должен направить поставщику приглашение на осмотр товара не позднее, чем через 24 часа после обнаружения недостатков.

В приглашении указывается следующая информация:

  • наименование товара, дата его отгрузки;
  • номера товарно-транспортных или приемо-сдаточных документов;
  • количество испорченного товара и его стоимость, характер порчи;
  • состояние пломб;
  • время, на которое назначена совместная двусторонняя приемка;
  • адрес проведения приемки;
  • контактные данные.

В приглашении на участие в повторной приемке товара указывается:

  • место и время;
  • состав комиссии;
  • информация о некачественной продукции.

Специфика повторной приемки

Факт проведения повторной приемки должен быть зафиксирован в акте по форме ТОРГ-2. Те товары, по которым не установлены расхождения по количеству и качеству, в актах не перечисляются. В акте достаточно сделать пометку: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».

Факт проведения повторной приемки фиксируется в накладной по форме ТОРГ-2. Если продукция иностранного происхождения, то используется форма ТОРГ-3. Товары, претензии по качеству и количеству которых не установлены, в этой накладной не упоминаются. Делается отметка о том, что по остальным товарам претензий по качеству и количеству нет.

Как составляется претензионное письмо

Покупатель составляет и направляет претензионное письмо или решение об одностороннем расторжении контракта поставщику вместе с копией акта входного контроля и формой ТОРГ-2 или отчетом эксперта (если был привлечен эксперт).

В этих документах должны быть указаны корректные замечания к качеству или количеству товара и предложены способы урегулирования проблемы. После того, как в акте по форме ТОРГ-2 или другом документе было установлено количество товара, которое не соответствует требованиям договора, покупатель составляет и направляет претензионное письмо на имя поставщика. В письме нужно перечислить, по каким товарам есть претензии к качеству и количеству и что должен сделать поставщик для устранения этих недостатков.

Претензионное письмо и решение должны включать:

  • наименование документа поставки;
  • дату и место составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • ссылку на договор поставки и поставленный товар (наименование, количество, цена, ассортимент, партия);
  • перечень требований к поставщику (возврат уплаченной суммы, замена товара, устранение недостатков) по урегулированию проблемы.

Если вы считаете, что устранить недостатки невозможно, можно оформить односторонний отказ от исполнения контракта.

Что такое одностороннее расторжение контракта?

Одностороннее расторжение контракта — это процедура, которая запускается с того момента, как вы отправили поставщику уведомление о намерении расторгнуть контракт. С помощью претензии можно обозначить свое намерение получить с поставщика штраф, но штрафы, предусмотренные контрактом, не так сильно мотивируют поставщика, как одностороннее расторжение.

Процедура одностороннего расторжения предполагает, что:

  • в контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ), пени и штрафы за нарушение сроков оплаты (ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ);
  • если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и федеральные законы — в той части, где они не противоречат 44-ФЗ;
  • если при экспертизе обнаружены несоответствия, нужно составить акт выявленных нарушений.

Как принимается решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

  • В течение 3-х рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
  • Если в течение 10 дней исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).
  • Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Процедура одностороннего расторжения контракта прописана в ст. 95 44-ФЗ. В ней перечислены все ситуации, когда заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Главное условие — поставка товара, не соответствующего условиям закупочной документации, или несоответствие поставщика требованиям, предъявляемым закупочной документацией.

В контракте обязательно должны быть указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение контракта. Если какие-то условия и обязанности не указаны в контракте, действует Гражданский кодекс — в тех частях, где он не противоречит 44-ФЗ.

Если при экспертизе товара выявлены нарушения, необходимо составить акт выявленных нарушений. После того, как вы направили решение об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщику, его нужно разместить в ЕИС.

У поставщика будет 10 дней на устранение выявленных недостатков. Он может либо заменить товар, либо написать обоснованное опровержение ваших претензией. Если в установленный срок поставщик не принял никаких мер и не устранил выявленные нарушения, контракт считается расторгнутым, а вы имеете право объявить новую закупку по упрощенной процедуре в сокращенные сроки.

Образец акта сдачи-приемки оказанных услуг 2019 года

Акт об оказании услуг

г. Москва 18 октября 2019 года

Государственное бюджетное учреждение «Госпиталь № 1», далее именуемое «Заказчик», в лице главного врача Контрактного Петра Денисовича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Сигма», далее именуемое «Исполнитель», в лице генерального директора Петрова Ивана Ивановича, действующего на основании протокола общего собрания участников № 1 от 2 февраля 2015 г. и в соответствии с Уставом, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», составили настоящий Акт о нижеследующем:

1. В соответствии с государственным контрактом на оказание услуг № 54/19 от 19 июля 2019 года (далее — Контракт), Исполнитель оказал, а Заказчик принял следующие услуги: анализ продовольственного рынка г. Москвы.

2. В соответствии с Контрактом, Исполнитель передал, а Заказчик принял отчет о результатах анализа рынка на 20 (двадцати) листах.

3. В целях оказания услуг по Договору Исполнитель совершил следующие действия:

  • подготовил программу маркетингового исследования;
  • изучил и систематизировал данные о ценах;
  • подготовил отчет о результатах анализа рынка на 20 л.

4. Услуги оказаны в срок с 22 июля по 18 октября 2019 года (включительно).

5. Услуги оказаны на сумму 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

6. Стороны взаимных претензий не имеют.

7. Акт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Заказчик: Исполнитель:

Государственное бюджетное учреждение «Госпиталь № 1»

Адрес: г. Киров, пер. Ягодный, д. 15

Телефон: (8322) 456-43-21

Электронная почта:

ОГРН 1104300001234

ИНН 4345123450, КПП 434501001

л/с 40702810012347654321

в ГРКЦ по г. Киров

К/с 30101810400000000678

БИК 044304678

Генеральный директор

_______________ /Контрактный П.Д./

Общество с ограниченной ответственностью «Сигма»

Адрес: ул. Андреева, д. 7, Москва, 654321

Телефон: +7 (495) 321-12-34

Электронная почта:

ОГРН 1213141512597

ИНН 7701234567 КПП 770101001

Р/с 40701810101987612543

в АКБ «Янтарный» (ПАО)

К/с 30101810121110198765

БИК 044514765

Генеральный директор

_______________ /Петров И.И./

Порядок приемки товара

Приемка товара осуществляется во всех случаях, когда происходит поставка, вне зависимости от того, идет речь о полной поставке товара либо о частичной – требуется проводить процедуру в отношении каждого предоставленного товара. Приемка осуществляется в соответствии с требованиями современного действующего законодательства минимум в два этапа:

  • на первом этапе происходит определение того, насколько соответствует поставленный товар условиям контракта в части наименований (приемочная комиссия, которая присутствует при поставке товара на склад государственного или муниципального заказчика, оценивает фактически поставленный товар на предмет его соответствия ведомости поставки, выступающей в качестве приложения к контракту);
  • на втором этапе государственный или муниципальный заказчик проводит процедуру экспертизы поставленного товара в части его соответствия обозначенным в техническом задании к контракту требованиям с технической, физической или химической точек зрения. Для проведения такой экспертизы могут быть привлечены эксперты из внешних экспертных организаций либо обладающие специальными профильными знаниями сотрудники тех подразделений, которые заинтересованы в проведении закупки.

В рамках приемки поставленного товара происходит осуществление экспертизы. Данное требование содержится в положениях статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

На основании положений указанной статьи на заказчика ложится обязанность создать специальную приемочную комиссию из числа своих сотрудников. В том случае, если штат заказчика достаточно крупный по размерам и имеется разделение на различные подразделения, то в каждом таком подразделении создается своя приемочная комиссия, которая обязана принимать тот товар, инициатором закупки которого стало именно такое подразделение.

В число членов такой комиссии должны входить люди либо работающие по профилю, либо имеющие профильное образование. Если штат небольшой либо нет разделения на подразделения, создается единая приемочная комиссия, в которой должен быть минимум один сотрудник, имеющий профильное образование либо работающий по профильной специальности по отношению к проводимой закупке.

В случае установления специальных требований к проводимой экспертизе закупаемого товара (например, если речь идет о технически сложном товаре или о товаре, для выявления соответствия которого требованиям контракта потребуются специальные физические или химические исследования, проводимые только в лабораторных условиях) потребуется привлечение внешних экспертов или экспертных организаций.

Комиссия, которая принимает поставленный товар, создается и утверждается на основании специального приказа. На основании сложившейся практики можно сказать о том, что число членов такой комиссии не может быть четным (так как в случае разделения голосов о том, следует ли принять товар или нет, не будет решающего большинства).

Кроме того, в такую комиссию не могут входить сотрудники контрактной службы либо контрактные управляющие, а также лица, которые могут быть косвенным образом заинтересованы в приемке результатов исполнения контракта даже в том случае, если такие результаты не соответствуют действительности (например, родственники сотрудников организации-поставщика).

Отдельного внимания заслуживает момент порядка приемки товара в случаях, когда была допущена просрочка исполнения обязательств.

Если по контракту допущена просрочка поставки, то в соответствии с требованиями Федеральной антимонопольной службы срок такой просрочки исчисляется со дня, следующего за последним днем поставки, по день, когда товар был поставлен в полном объеме. Если заказчик провел экспертизу поставленного товара своими силами или с привлечением сторонних экспертных организаций и установил, что товар соответствует требованиям контракта, то недопустимо считать дни просрочки до даты получения экспертного заключения, так как это прямым образом нарушает права исполнителя.

В том же случае, если по результатам проведенной экспертизы было установлено, что поставленный товар не соответствует заявленным физическим, химическим или техническим свойствам, которые зафиксированы в требованиях, сформулированных в обязательных приложениях к контракту, то срок просрочки исполнения обязательств будет считаться вплоть до дня полного исправления допущенных ошибок со стороны исполнителя в части реализации с его стороны условий контракта.

Как составить

Акт приемочной комиссии по 44-ФЗ (образец) должен в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  1. Реквизиты госконтракта (номер, дата).
  2. Перечень поставляемых товаров, производимых работ или услуг.
  3. Стоимость единицы продукции.
  4. Экспертное заключение в приложении (при наличии).
  5. Решение о приемке, обоснованные замечания.
  6. Подписи всех членов.
  7. Подпись заказчика.

Отдельно стоит отметить акт приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией (форма КС-14). Целью его составления является, помимо прочего, ввод здания, сооружения в эксплуатацию, а также включение его в состав основных фондов всех видов собственности, в т. ч. государственной. На основании такой бумаги покупатель производит окончательный платеж за все работы, выполненные в рамках госконтракта.

Приемка результатов сделки в этом случае осуществляется на основании:

  1. Проверки.
  2. Обследований.
  3. Контрольных испытаний и измерений.
  4. Документов исполнителя о соответствии объекта проекту, нормам и стандартам.

ВАЖНО! Образец, который содержится в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 100 от 11.11.1999), обязательным к применению не является с 2013 года.

Образец по форме КС-14

Скачать

Образец акта приемочной комиссии по 44-ФЗ 2020 года

Скачать

Когда и как сформировать приемочную комиссию

Для приемки результатов исполнения контракта вы вправе сформировать приемочную комиссию (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Это не обязательно, принимайте решение о необходимости такой комиссии самостоятельно. Создавать ее целесообразно, когда для приемки необходимо коллегиальное решение. Например, если для приемки необходимы специалисты разного профиля, объект закупки отличается технической сложностью или высокой стоимостью.

Чтобы сформировать комиссию, издайте приказ, которым утвердите состав комиссии. Форма или требования к такому приказу не установлены. Включите в состав комиссии не менее пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Вы можете создать постоянно действующую либо ответственную за приемку отдельных контрактов комиссию. Включите в нее специалистов соответствующего предмету контракта профиля, обладающих надлежащим опытом или квалификацией. Закон N 44-ФЗ специальных требований членам приемочной комиссии не предъявляет.

Для вашего удобства и во избежание спорных ситуаций при приемке вы можете разработать локальный акт, например, положение о работе приемочной комиссии, определив порядок ее действия, сроки и иные особенности взаимодействия с работниками заказчика, экспертами, экспертными организациями и поставщиками.

Как правильно спланировать закупку?

Для этого заказчик должен руководствоваться простыми правилами:

  1. Необходимо оценить свои потребности исходя из реальных нужд. Это необходимо сделать для того, чтобы не столкнуться с проблемами при приемке и хранении продуктов питания. А также для того, чтобы не завысить цену контракта, тем самым сузив перечень способов выбора поставщика.

  2. Нельзя включать в один лот товары, которые могут быть технологически не связаны друг с другом. Например, молоко и говядина, рыба и огурцы. Также при расширении ассортимента закупки, с большей вероятностью, можно получить штраф от ФАС за ограничение конкуренции.

  3. До начала закупки, согласно ст. 22 44-ФЗ, необходимо определить начальную максимальную цену контракта (НМЦК), при закупке у единственного поставщика. При этом должен быть использован метод сопоставимых рыночных цен или, другими словами, анализ рынка.

  4. Перед проведением конкурса, обязательно проверьте, включена ли закупка в план-график и план закупок. В противном случае, вы рискуете получить штраф в размере 30 тысяч руб.

Какой способ определения поставщика выбрать?

Важно понимать, что для осуществления закупок продуктов питания, согласно РП РФ № 471-р, заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.

Хотя это и не единственный способ, которым заказчику разрешено провести закупку, но это один из наиболее распространенных, так как меньше всего накладывает ограничений на заказчика при выборе поставщика.

Второй способ, которым разрешено провести закупку продуктов питания — это электронный конкурс. Правда, воспользоваться им смогут лишь образовательные и медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления. И сумма такого контракта не должна превышать 500 тысяч руб.

Третьим способом смогут воспользоваться заказчики, при условии оказания ими услуг по организации отдыха детей и их оздоровления. Этот способ называется конкурсом с ограниченным участием и применяется при условии, что НМЦК превышает 500 тысяч руб. При этом, к участникам конкурса могут предъявлены дополнительные требования в соответствии с ч.4 ст. 56 ФЗ-44 на этапе предквалификационного отбора.

В перечень дополнительных требований могут входить:

а) подтверждение поставщиком опыта поставки продуктов питания за предыдущие 3 года, причем, в перечень таких поставок могут входить как поставки по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. К документам, подтверждающим опыт поставки, относятся копия контракта и копия документа о приемке товара, подписанные заказчиком;

б) цена выполненного поставщиком контракта должна составлять не менее 20% от НМЦК, вставленного на конкурс. Например, если стоимость контракта, выставленного на конкурс, составляет 1 млн. руб., то стоимость выполненного контракта должна быть не менее 200 тыс. руб.

Четвертый способ — электронный запрос котировок. Данный способ может быть применен при следующих условиях:

а) заказчик расторг в одностороннем порядке договор поставки продуктов питания. В этом случае, на основании п. 2 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ, запрос котировок можно выполнить на сумму и объем поставки, не исполненной предыдущим поставщиком. Например, заказчик расторг контракт в виду недобросовестного или несвоевременного исполнения поставщиком своих обязанностей и сумма не поставленных продуктов составляет 250 тыс. руб. Значит, заказчик вправе провести запрос котировок в электронном виде на эту сумму, в объеме поставки предыдущего контракта.

б) электронная закупка признана несостоявшейся в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ. Например, в результате отсутствия заявок от поставщиков после процедуры продления сроков их подачи.

У этого способа есть одно большое но. Данный вид закупок не должен превышать 10% от общего числа закупок заказчика за год и сумму в 100 млн. руб.

Пятый способ — это закупка у единственного поставщика. Самый спорный, на мой взгляд, и самый рискованный способ для заказчика. И вот почему. При этом способе закупке вероятность привлечь внимание надзорного органа, ФАС, очень высока.

Не быть обвиненным в сговоре и ограничении конкуренции будет трудно. На закупки у единственного поставщика также действуют ограничения. Их объемы не должны превышать 5% от общего числа закупок за год и предельная цена контракта не может превышать 300 тысяч руб. В 2020 году, в числе прочего, по причине распространения коронавирусной инфекции COVID-19, есть планы по изменению этих ограничений, до 10% и 600 тысяч руб. соответственно.

Это, практически все, основные способы закупки продуктов питания, которые может использовать заказчик в 2020 году. Остальные являются производными от этих пяти.

Как правильно подготовить техническое задание (ТЗ)?

Для подготовки ТЗ на поставку продуктов питания необходимо пользоваться стандартными правилами описания объекта закупки, изложенными в ст. 33 44-ФЗ. Для этого подойдет как табличное, так и тестовое исполнение. Самое главное, во избежание неприятных сюрпризов в момент поставки, руководствоваться ниже перечисленными правилами:

  1. Используйте каталог товаров, работ, услуг (КТРУ). В каталоге, который можно найти на официальном сайте ЕИС, каждому товару присвоен свой уникальный код, с описанием наименования, характеристик, единиц измерения.

  2. Нельзя указывать конкретную торговую марку или производителя. За исключением внесения примечания напротив такого товара — «или эквивалент».

  3. Подробно описывайте характеристики товара, которые могут относиться к функциональным особенностям. Например, при описании апельсина можно указать размер, цвет (в т. ч. допустимые от него отклонения), вкус, форму, его состояние на момент поставки и т.п.

  4. Описывайте только те характеристики, которые реально сможете проверить при приемке продуктов питания. Не забывайте, что ответственность за качество приемки товаров целиком лежит на заказчике. А учитывая, что для транспортировки некоторых видов товаров требуется поддержание определенных температур, контроль соблюдения этих параметров, также, лежит на заказчике.

  5. Прописывайте сроки и место поставки. Пример: каждый рабочий вторник и четверг месяца, по адресу: г. Москва, ул…..

  6. Указывайте сроки годности продуктов питания на момент поставки. Заказчик имеет право определить максимально допустимый коэффициент свежести товара. Например, этот коэффициент может составлять 0,8 (где 1 – максимальный показатель). Значит, при сроке годности продукта в 10 дней, он должен быть поставлен заказчику не позднее двух дней с момента его изготовления.

  7. Помните о применении национального режима, ограничивающего поставку продуктов питания из-за пределов ЕАЭС. К этой категории товаров относятся следующие виды продукции: мясная, молочная, рыбная, рис, соль, сахар.

Осталось только опубликовать Вашу закупку на электронной площадке и провести саму процедуру. Удачных торгов!

Закупка продуктов питания: пошаговая инструкция

Рассказываем, как правильно провести закупку продуктов питания по 44 ФЗ и на что стоит обратить особое внимание при организации таких торгов.

Описываем объект закупки

Заказчик должен прописать в документации технические и качественные свойства продукции (п. 1 ч. 1 ст. 33).

При этом запрещено использовать фирменные наименования, страну происхождения, а также торговые знаки. Последние уместны только если рядом с ними есть фраза «или эквивалент».

Показатели (минимальные, максимальные и неизменяемые значения), единицы измерения и характеристики товаров и услуг указывают согласно техническим регламентам и стандартам (ГОСТы, СанПиН, гигиенические нормативы и т. д.).

В подобных процедурах в документацию включают спецификацию на продукцию (п. 3 ч. 1 ст. 33), а также устанавливают требования к упаковке товара, подтверждению соответствия, к процессам и методам производства.

Таким образом, товар может быть представлен так: «творог, сыр». А описание организации питания, помимо спецификации, может содержать график оказания услуг, меню, описание процессов: «график, меню, процессы».

Например, такой остаточный период может быть равен не менее 80 %. Тогда молоко, которое хранится 10 дней, должно быть доставлено и принято покупателем не позднее чем на 2-й день после изготовления продукта.

Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016 утверждает Перечень продуктов, происходящих из иностранных государств, на которые накладывается ряд ограничений.

Так, при проведении конкурентных торгов на приобретение товаров из Перечня заказчик обязан отказать в допуске заявкам, в которых объект закупки имеет иностранное происхождение (п. 2 Постановления).

При этом всего должно быть минимум две заявки, отвечающих требованиям документации, а также двум условиям.

Во-первых, предлагаемые товары должны быть произведены в одной из стран-членов ЕАЭС (Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызская Республика).

Вышеописанные ограничения не действуют для заказчиков, которые работают и проводят торги на территории иностранного государства, а также в случае, когда извещение о закупках продукции из Перечня было размещено до 22.08.2016.

Выбираем способ определения поставщика

Продовольствие можно закупать как путем проведения конкурентных процедур, так и у единственного поставщика (ч. 2.1 ст. 56).

Тем не менее, согласно Постановлению Правительства № 99 от 04.02.2015, только через конкурс с ограниченным участием должны осуществляться торги на приобретение продуктов или услуг по организации питания, НМЦК которых больше 500 000 руб. для организаций: образовательных; медицинских; социального обслуживания; оздоровления и отдыха детей.

Поставщики продуктов питания по 44-ФЗ для участия в такой процедуре должны иметь опыт исполнения контрактов, заключенных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в текущем конкурсе.

Предмет: поставка продуктов или организация питания.

Стоимость должна быть не менее 20 % от НМЦК заключаемого по результатам текущих торгов контракта.

Рассматриваем заявки

Для подтверждения опыта, указанного выше, участник должен приложить к заявке копии исполненных контрактов, информация о которых есть в реестрах контрактов 44-ФЗ или 223-ФЗ, а также копии документов о приемке продукции (п. 6 Приложения 2 ПП № 99 от 04.02.2015). В остальных случаях дополнительных бумаг не требуется.

Также закон № 44 запрещает требовать включение в состав заявки документов, которые предоставляются во время поставки (например, сертификаты соответствия).

Если в результате проведения торгов по закупке продовольствия победитель предложил цену, которая на 25 % и более ниже НМЦК, ему необходимо обосновать свое предложение (п. 9 ст. 37 44-ФЗ).

В качестве подтверждающих документов можно использовать:

Гарантийное письмо от производителя с ценой и количеством товара. Бумаги, которые подтверждают наличие у победителя предлагаемой продукции. Иные документы (расчеты), доказывающие возможность поставки по предложенной цене в нужном объеме.

Последние изменения в правилах приемки по 44-ФЗ

С 01.01.2020 в ЕИС реализован функционал по формированию и подписанию документов о приемке продукции в электронной форме. Казначейство и ФНС в письмах № 14-00-06/27476, № АС-4-15/ от 18.12.2019 разъяснили, что документы о получении товаров, которые подписаны электронной подписью в ЕИС, равнозначны документам на бумажном носителе с собственноручной подписью. Для проведения электронного документооборота в ЕИС рекомендовали предусмотреть в проекте контракта такие условия:

  • возможность оформлять и обмениваться документами о получении продукции в электронной форме, которые подписаны электронной подписью в ЕИС;
  • предоставление в качестве первичных учетных документов, подтверждающих (сопровождающих) поставку товаров, универсальных передаточных документов (счета-фактуры), в т. ч. корректировочных документов к ним.

Функционал ЕИС, который позволяет формировать и подписывать универсальные передаточные документы и счета-фактуры (включая корректировочные) в электронной форме, реализован в личном кабинете. Обе стороны должны взаимно договориться на обмен документами о получении продукции в электронной форме с использованием ЕИС. Для этого следуйте такой инструкции:

  1. Найдите в реестре контрактов необходимый контракт на этапе «Исполнение».
  2. Используйте пункт контекстного меню «Предусмотреть формирование документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».

У поставщика в его личном кабинете отразится контракт с возможностью сформировать документы о передаче продукции в электронной форме.

Если исполняется контракт, который заключен раньше 01.01.2020, использовать новые возможности можно, если условиями контракта в качестве первичного учетного документа прописан универсальный передаточный документ (счет-фактура). Главное, чтобы обе стороны согласились на обмен ими в электронной форме.

Скачать письма Казначейства и ФНС № 14-00-06/27476, № АС-4-15/ от 18.12.2019

Утвердили новые формы для приемки программного обеспечения

18.10.2019 на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект приказа Казначейства, который утверждает формы и порядок подтверждения поставки товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, направления информации о недостатках, которые выявили, и подтверждения их устранения в рамках централизованных закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета.

В централизованных закупках не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты заключения госконтракта определена точная дата поставки. Или не позже чем за 5 (пять) рабочих дней до даты поставки, согласованной в порядке, который предусмотрен контрактом, путем направления уведомления, подписанного уполномоченным должностным лицом Казначейства.

Если недостатков нет, то в централизованных закупках федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения подтверждают Казначейству не позже 5 (пяти) рабочих дней с даты поставки товаров, окончания выполнения работ (отдельного этапа выполнения работ), оказания услуг (отдельного этапа оказания услуг).

Если недостатки выявили, то в централизованных закупках по истечении срока федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения направляют в Казначейство информацию не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты их выявления.

Казначейство уведомляет федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные казенные учреждения об устранении недостатков по поставке товаров, выполнению работ (их результатов), оказанию услуг в централизованных закупках не позже 5 (пяти) рабочих дней от даты их устранения путем направления уведомления, которое подписано уполномоченным должностным лицом Казначейства.

В чем особенности закупок продуктов питания

Рассмотрим в данном материале особенности закупки продуктов питания по 44-ФЗ, в том числе и нововведения постановления № 832. Что ограничивает Постановление № 832 В августе 2016 года в России введены ограничения на госзакупки определенных импортных продовольственных товаров.

Данные ограничения регламентируются постановлением № 832. Согласно постановлению, ограничения распространяются на закупки, осуществляемые государственными и муниципальными учреждениями. То есть поставка продуктов питания в оптово-розничные сети под действия постановления не попадает.

Ограничения коснулись 23 наименований продовольственной продукции, таких как:

Молочная продукция;

Соль (в т.ч. йодированная);

Кленовый сироп.

Действие ограничений осуществляется согласно правилу «третьего лишнего».

Например, если на участие в конкурсе по 44-ФЗ было подано как минимум 2 заявки от российского производителя или стран Евразийского экономического союза (в который, кроме России, также входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия), то остальные заявки, включающие в себя предложения товаров из ограничительного списка, автоматически отклоняются.

Поданные заявки должны, во-первых, удовлетворять условиям конкурса, а во-вторых: Включать в себя предложения по поставке товаров, включенных в список постановления № 832;

Не включать предложения о поставке одного и того же вида продукции одного и того же производителя;

Иметь подтверждение страны-производителя пищевой продукции в виде указания участником конкурса наименования страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Согласно постановлению, заказчик при исполнении контракта не имеет право заменить товар, подпадающий под ограничения, на другой, если его страной происхождения не будут страны Евразийского экономического союза.

Отмена приказа 155 Минэкономразвития.

Теперь работаем по 126н

Декларация соответствия участника требованиям 44-ФЗ:

Национальный режим при осуществлении закупок:

Как применять запрет постановления № 1457 Обоснование НМЦК на закупку питания. Все возможные комбинации ограничений на закупку импортных продуктов.

Шесть вариантов поведения заказчика Поставки продуктов питания в детские учреждения.

Согласно официальной позиции Минэкономразвития РФ и ФАС России, заказчики могут закупать продукты питания для общеобразовательных учреждений (в том числе — поставка продуктов питания в детские сады, поставка продуктов в детские учреждения), учреждений социального обслуживания и медицинских организаций, используя все способы, установленные Федеральным законом 44 фз, учитывая при этом все требования и ограничения: закупка продуктов у единственного поставщика (до 100 тыс. рублей); запрос котировок на продукты питания (при начальной (максимальной) цене контракта не выше 500 тыс. рублей); проведение электронного аукциона.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим.

Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам.

Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением.

Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить.

Необходимо различать одноименность продуктов в целях ограничения размещения ежеквартальных заказов, и технологическую взаимосвязь продукции.

Если продукты внесены в одну группу по причине их одноименности, вовсе не означает, что их нельзя включать в разные лоты.

При формировании лотов гораздо более важную роль играет другой фактор, а именно: создает ли он препятствия конкуренции для участников конкурса или нет.

Техническое задание на закупку услуг по кейтерингу

Во многих субъектах РФ, заказчики должны не только разделить закупки товаров питания по группам (закупка овощей, закупка питьевой воды, закупка мяса и т.д.), но и проводить отдельную закупку согласно непосредственному наименованию продукта (отдельно огурцы, помидоры, картофель).

Основания для данных рекомендаций обоснованы тем, что согласно федеральному законодательству, при объединении в один лот не связанных друг с другом товаров и услуг, создается искусственное ограничение конкуренции.

В результате исполнения данных рекомендаций, в конкурсных процедурах могут участвовать большее количество поставщиков, которые специализируются на поставке определенного вида товаров.

Дополнительные требования к квалификации

К участнику закупки предъявляются дополнительные требования по постановлению правительства № 99, если:

  • Закупка проводится в виде конкурса с ограниченным участием и дороже 500 тыс. рублей.
  • Продукты закупают в медицинские, образовательные, социальные учреждения или места оздоровления и отдыха детей.

Опыт работы в сфере госзакупок нужно подтвердить минимум одним контрактом, исполненным за последние три года в рамках закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Цена исполненного контракта должна составлять не меньше 20% от НМЦ текущей закупки. Так, чтобы принять участие в конкурсе с ограниченным участием с НМЦ 800 тыс. рублей участник должен иметь опыт исполнения на сумму не меньше 160 тыс. рублей.

В качестве документов участник прикладывает копии исполненных контрактов и актов приемки, данные о которых есть в ЕИС в реестрах контрактов. Можно предоставить документы, подтверждающие поставку любых продуктов питания.

Проводится закупка продуктов детского питания. Участник может предоставить документы, подтверждающие опыт поставки не только детского питания, а любых других продуктов, которые он поставлял ранее в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, например, морепродукты, мясо, молоко.

В других видах конкурентных процедур дополнительных квалификаций не требуется (п. 2.1 ст. 56 44-ФЗ).

Как проявляется ограничение конкуренции

При составлении закупочной документации необходимо предпринять меры для того, чтобы обеспечить качество товаров, но важно не переусердствовать и не ограничивать конкуренцию.

Какие нарушения допускают заказчики

  • Размещение нечитаемых и некопируемых материалов расценивается как ограничение конкуренции. Даже архиватор WinRAR — это платная программа, поэтому размещать архив в формате.rar не совсем корректно.
  • Вся аукционная документация в ЕИС должна размещаться в полном объеме. Если не хватает какого-то документа, потенциальный участник может пожаловаться в ФАС.
  • В техническом задании требование поставки товара определенного производителя должно сопровождаться словами «или эквивалент». Если такой поправки нет, должны быть четко указаны параметры, которым должен соответствовать поставляемый продукт.
  • Нельзя устанавливать требование об отсутствии поставщика в Реестре недобросовестных поставщиков. Такого реестра не существует. Есть отдельный реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Требовать от участника, чтобы его не было в реестре по 223-ФЗ, если вы проводите отбор в рамках 44-ФЗ и наоборот, нельзя.
  • Неправомерно требовать опыт поставок на определенной территории. Все требования, связанные с опытом участия поставщика в аукционах и в государственных закупках, прописаны в 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  • Запрещено устанавливать требования, которые ограничивают круг участников и не подтверждают качество выполняемых ими работ или услуг.
  • Нельзя устанавливать требование о наличии права собственности на оборудование либо о том, что работы должны выполняться только своими силами, без привлечения субподрядчиков, либо другие ограничения, которые не влияют на качество исполняемых работ.
  • Некорректно размещать требования о соответствии товара ТУ, которых нет в открытом доступе, поэтому нельзя требовать членства в определенной саморегулируемой организации.
  • Требование о наличии лицензии на определенный вид деятельности должно быть закреплено законодательством и не может предъявляться по желанию заказчика.
  • Требование об участии в торгах только производителя продукции ограничивает конкуренцию и притесняет посредников, которые потенциально могли бы участвовать в торгах.

Четкое соответствие ГОСТам и строгий контроль приема товаров

Прием продуктов питания осуществляется строго по правилам, указанным в контракте. Заказчик может самостоятельно проводить экспертизу либо привлекать внешних экспертов.

Проверяют:

  • Сохранность упаковки
  • Количество и качество продуктов
  • Сроки годности
  • Условия перевозки
  • Документы работников, контактирующих с товаром

Если какой-то из пунктов не удовлетворил заказчика, то он имеет право не принимать товар, написав мотивированный отказ.

Обоснование цены контракта при демпинге

Если вы снизили стоимость вашего товара на 25% и ниже от НМЦ, вам придется обосновать свое предложение (п. 9 ст. 37 44-ФЗ). В качестве обоснования вы можете предоставить:

  • Гарантийное письмо от производителя с ценой и количеством товара
  • Бумаги, гарантирующие наличие продукции у вас на руках
  • Иные документы, доказывающие, что вы можете поставить нужный товар в нужном объеме

Наличие дополнительных требований в описании закупки

Требования к продукту питания могут быть очень специфическими. Так, например, в практике Центра сопровождения торгов СКБ Контура встречались такие условия:

  • Цвет мякиша хлеба может варьироваться от светло-желтого до темно-коричневого, а количество мака в булочке измеряться в процентах.
  • Диаметр мандарина должен быть не менее 38 мм. Цвет — от светло-оранжевого до оранжевого.
  • Огурцы-корнишоны должны иметь длину не больше 9 см согласно ГОСТ 33932-2016.
  • Сарделька должна быть не толще 44 мм согласно ГОСТ 33673-2015.

Минсельхоз разрабатывает типовой проект контракта на поставку продуктов. В типовом контракте будет шесть приложений:

  • cпецификация,
  • техническое задание,
  • форма заявки,
  • этапы поставки,
  • перечень адресов поставки,
  • шаблон акта сдачи-приемки товара.

Перед тем как подать заявку на поставку продуктов питания, еще раз убедитесь в двух основных пунктах:

  1. Если вы поставляете продукты из перечня в постановлении правительства № 832, то вы должны отвечать условиям национального режима.

  2. Если вы поставляете продукты на сумму > 500 тыс. руб. в медицинское, социальное, образовательное учреждение, или место оздоровления и отдыха детей, у вас должен быть опыт поставки продуктов в госучреждения за послдение три года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *