О каких операциях нужно сообщать в Росфинмониторинг в 2018 году?

Финмониторинг — это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.

Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).

Функции Росфинмониторинга

Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:

  • Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.

  • Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.

  • Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.

  • Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.

  • Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.

  • Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.

  • Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.

  • Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.

  • Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.

  • Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.

  • Осуществлять иные мероприятия.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

  • Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.

  • Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.

  • Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.

  • Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.

  • Организовывать рабочие группы и комиссии.

  • Проводить расследования и проверки.

  • Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.

Например, если покупатель — физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.

Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Какую информацию передают банки

Кроме письма ЦБ РФ №236-Т есть еще один очень интересный документ – положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П (приложение 8).

В приложении №8 представлено 28 критериев, по которым банкиры должны передавать информацию в Росфинмониторинг. Но это еще ничего. Я хочу обратить ваше внимание на главный документ: положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (вступило в действие с 16.06.2013 г.).

Тот документ, который я сейчас вам покажу, в течение 2012-2013 года обкатывался в системе коммерческих банков для внутренних целей, и начиная с середины 2013 года, его запустили для внешнего применения. Коммерческие банки по всем этим критериям начали передавать информацию в Росфинмониторинг.

Какую же информацию банки обязаны передавать в Росфинмониторинг?

Здесь вещи настолько важные, что лучше их увидеть, дабы понимать, что это не выдумки, а нормативные акты, которые стали особенно актуальными в 2016-2017 годах и дальше. Итак, давайте посмотрим документ.

📌 Реклама Отключить

В табличках ниже извлечения из приложения к этому документу. Признаков 121! Только в этом документе. А еще есть большое количество других признаков.

Конечно, в рамках нашего сегодняшнего материала мы посмотрим только некоторые из признаков.

Признаки, указывающие на необычный характер сделки

Код группы признака

Код вида признака

Описание признака

11 Общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем
1101 Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели
1102 Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации

Признаки 1101 и 1102: интересно, кто в коммерческом банке уполномочен это оценивать и по каким критериям? 📌 Реклама Отключить

Или признак 1106.

1106 Отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы кредитной организации для выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ

Я хочу его прокомментировать. В настоящее время коммерческий банк имеет право потребовать от налогоплательщика абсолютно любую информацию, любые документы в любое время. Больше не существует никаких ограничений для коммерческих банков.

Банк может запросить: все договора, любую отчетность, аналитические справки, стратегические планы и вообще все, что угодно. Если налогоплательщик не предоставит запрошенную информацию, банк имеет право заблокировать расчетные счета и расторгнуть договор банковского обслуживания. Это относится как к юридическим, так и к физическим лицам.

📌 Реклама Отключить

Или, давайте посмотрим признак 1107, мне он очень «нравится».

1107 Излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам

То есть получается, клиент должен сказать банкирам примерно следующее: «Господа, мы совершенно не озабочены вопросами конфиденциальности! Вы имейте ввиду, что всю информацию по сделке вы можете раскрывать любому интересующемуся лицу!»

Или признак 1109.

1109 Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики

А кто это решает, что инструкции сложные? 📌 Реклама Отключить

Или вот этот признак удивительный – 1110.

1110 Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента)

То есть, мы, приходя в банк, должны говорить примерно так: «Господа банкиры! Да не торопитесь. Ну, сделаете Вы платеж завтра-послезавтра, хорошо! Нет, ну и не надо. Мы особенно не торопимся. Сделаете через месяц или год»

Вы знаете, я, когда это читала, то у меня было ощущение, что я попала в какое-то зазеркалье. Этим документом можно «восхищаться» до бесконечности, посмотрите его на досуге.

Вот посмотрите – пункт 1402. Что не пункт, то «шедевр». Или пункт 1407. Я понимаю, что опасно снимать деньги. Но тут речь идет о том, что опасно теперь и вносить деньги на счет. Или пункт 1410.

📌 Реклама Отключить

14 Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств
1402 Зачисление в течение небольшого периода крупных сумм денежных средств на счет клиента — юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, операции по которому не производились в течение более трех последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью такого клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме либо их переводом на счет в другую кредитную организацию в течение одного или нескольких дней
1407 Существенное увеличение доли наличных денежных средств, вносимых на счет клиентом — юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета
1410 Существенное увеличение доли наличных денежных средств, снимаемых клиентом — юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица со своего счета, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета.

Что может вызвать подозрение

Для банка подозрительно, если клиент часто снимает наличные, вообще не проводит платежей по счёту.

Если вы всегда проводили платежи на суммы до 8 тыс. грн и внезапно решили перечислить миллион — такая операция попадёт в поле зрения специалистов банка и может быть заблокирована.

Могут ли под банковский финмониторинг попасть честные клиенты — могут. Но вопрос быстро решится, если ответите на все вопросы и предоставите документы банку.

  1. Предприниматель завел на счёт 200 тыс. грн и в тот же день перечислил почти всю сумму другому СПД, из назначения платежа непонятно, за что клиент платит деньги. Никогда ранее он так не делал. По такой операции отдел финмониторинга может начать проверку. Банк вправе заблокировать платёж и запросить документы. Может оказаться, что предприниматель внёс на счёт наличную выручку, чтобы оплатить счёт поставщика, так часто работают. Поэтому важно иметь не только документы, подтверждающие доход, но и документы на операции, по которым платите наличными.
  2. ФЛП занимается торговлей и получает много платежей на счёт, но никогда ничего не тратит, даже налоги не уплачивает, снимает наличные. Выглядит как схема по выводу денег, такие действия тоже подозрительны для банка. На деле может выясниться, что человек рассчитывается с поставщиками и сотрудниками наличными и у него есть все подтверждающие документы.
  3. ФЛП-дизайнер в месяц получал на счёт пару-тройку платежей на суммы от 5 до 10 тыс. грн, переводил деньги на карту, и тут ему приходит одним платежом 280 тыс. грн, которые он переводит на карту и пытается снять наличные. Это подозрительная операция, и банк может заблокировать её. Но при анализе может оказаться, что человек открыл агентство и ему пришла оплата за первый заказ, подтверждающие документы есть, а деньги он пытается снять, чтобы оплатить работу подрядчиков и аренду коворкинга.
  4. ФЛП открыл 16 корпоративных карт, перечислил на них деньги, с карт начали снимать деньги в разных частях страны — для банка такая активность подозрительна. После разбора может оказаться, что всё законно, карты оформлены на сотрудников, которые работают на объектах, деньги на карту им причисляют для оплаты расходов на бензин, питание и проживание. Поэтому так много карт и так много снятий.
  5. Интернет-магазин китайской цифровой техники покупает 100 межкомнатных дверей. Экономический смысл такой сделки смутный, операция подозрительна и похожа на обнальную схему, и банк может начать проверку такой операции.

Даже не пытайтесь обмануть систему. Если вы провели подозрительный платёж, но решили его «скрыть»: удалили старый и завели новый платёж, специалисты банка в любом случае узнают про удалённый перевод и поставят под сомнение чистоту других ваших операций.

Как узнать, что ваш платёж под подозрением

О временном ограничении движения денег по счёту банки уведомляют клиентов через клиент-банк.

Но могут прислать письмо, возможно, с вами свяжется менеджер. Способ коммуникации в таких случаях прописан в договоре.

Поэтому важно предоставлять актуальный номер телефона и электронный адрес, чтобы не пропустить важную информацию (письмо может попасть в спам, не забывайте проверять эту папку тоже).

Обнаружили, что не можете работать со счётом, и нет никаких уведомлений: первое, что нужно сделать, — позвонить в службу поддержки клиентов банка, там расскажут, как действовать и почему возможность работы со счётом ограничена. Можно обратиться в отделение лично.

Ограничения в работе со счётом могут быть техническими (связанными с необходимостью обновить сертификат открытого ключа), тогда для проведения операций по счёту придётся обратиться в отделение банка или к своему менеджеру/поддержке.

Могут ли заблокировать счёт по запросу ГНС

Налоговики не могут просто так следить за движением денег на счетах украинцев. Банки не предоставляют такую информацию налоговикам.

Только по решению суда ГНСГосударственная налоговая служба может получить информацию о движении средств или другие сведения.

Арестовать счёт и деньги на нём могут только по решению суда, но не по запросу налоговиков.

Но вы сами должны помнить, что во время налоговой проверки для подтверждения доходов вас попросят предоставить выписки по счёту.

Наличные и безналичные расчёты у предпринимателей

Какую информацию СПД должен регулярно сообщать банку

При открытии счёта для бизнеса вам надо предоставить актуальную информацию о своём СПД, указать действующие номера телефонов, своевременно информировать банк об изменениях в структуре собственности и учредительных документах.

Действует правило: поменялись сведения о вашем СПД в Едином госреестре — сообщите в банк.

О какой информации речь: фамилия, имя, налоговый адрес или местонахождение и пр. (ст. 64 ЗУ № 2121-III, постановление НБУ № 417).

Также важно своевременно реагировать на запросы банка.

Во время заполнения анкет-опросников при открытии счета, необходимо банку предоставлять исключительно актуальную информацию, указывать действующие номера телефонов, своевременно информировать Банк об изменениях в структуре собственности и учредительных документах.

Благодарим за помощь в подготовке материла председателя правления АТ АКБ «КОНКОРД» Юрия Задою

Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.

Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц — от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *