Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции

Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?

В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.

10 апреля 2019 г. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка на пленарном заседании Совета Федерации сообщил, что «прокурорами в 2018 г. выявлена 231 тысяча нарушений антикоррупционного законодательства, треть из них связана с неисполнением госслужащими установленных обязанностей». Очевидно, что остальное – это нарушения, выявленные в организациях, включая частный сектор. «По постановлениям прокуроров за совершение коррупционных правонарушений к административной ответственности привлечены более 7 тыс. граждан, должностных и юридических лиц. Общий размер штрафных санкций превысил 900 млн руб.», – рассказал Юрий Чайка.

Чаще организации привлекают к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). Предусмотренный этой статьей штраф может стать чувствительным для любой крупной организации и привести к банкротству компании небольшой: верхний порог санкции составляет до 100 крат суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн руб., с обязательной конфискацией предмета правонарушения (см. таблицу 1).

Также не допускается участие в закупках юрлица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В целях реализации этой нормы закона для заинтересованных лиц на сайте Генпрокуратуры РФ размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупцию.

Таблица 1. Размеры штрафов за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)

Сумма незаконного вознаграждения Санкция
Меньше или равна 1 млн руб. От 1 млн руб. до трехкратной суммы незаконного вознаграждения
Больше 1 млн руб. и меньше или равна 20 млн руб. От 20 млн руб. до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения
Больше 20 млн руб. От 100 млн руб. до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения

С недавних пор для повышения собираемости штрафов по ст. 19.28 КоАП РФ органы прокуратуры активно применяют новеллу – вступившую в силу с начала года ст. 27.20 КоАП РФ («Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). Только за первые четыре месяца действия этой нормы судами удовлетворено 32 ходатайства прокуроров о ее применении на сумму более 100 млн руб. – и постановления уже исполнены.

Согласно сводной статистике силовых ведомств, озвученной Юрием Чайкой на упомянутом выше заседании Совфеда, в 2018 г. число выявленных преступлений коррупционной направленности составило 30,5 тыс. В отношении 11,7 тыс. коррупционеров вынесены обвинительные приговоры, почти у 2 тыс. из них было конфисковано имущество. А это уже персональная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом: по ст. 290 («Получение взятки»), ст. 291 («Дача взятки»), ст. 291.1 («Посредничество во взяточничестве»), 291.2 («Мелкое взяточничество»), ст. 204 («Коммерческий подкуп»), ст. 204.1 («Посредничество в коммерческом подкупе»), ст. 204.2 («Мелкий коммерческий подкуп»).

К увеличению количества преступлений коррупционной направленности в статистической отчетности силовых ведомств привели поправки 2016 г. в статьи Уголовного кодекса о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе (см. таблицу 2). Первоначально целью внесения изменений была гуманизация уголовной юстиции в отношении преступлений, которые не представляют большой общественной опасности. Однако привели они к избыточной криминализации сферы делового взаимодействия: преступлением стало считаться вручение подарков стоимостью не более 10 тыс. руб.

По итогам 2018 г. почти половина всех коррупционных преступлений относится к указанным составам. Согласно данным судебной статистики, в прошлом году по «полноценным» статьям о даче и получении взятки осужден 2451 человек, а по статье о мелком взяточничестве – 2408 человек. Это указывает на существенный рост рисков для менеджеров и собственников компаний, которые традиционно дарят подарки должностным лицам партнерских компаний или госструктур.

Таблица 2. Ответственность за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп

Статья УК РФ Санкция
204.2 «Мелкий коммерческий подкуп» Штраф до 500 тыс. руб. / в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев,

  • либо исправительные работы до 1 года,
  • либо ограничение свободы до 2 лет,
  • либо лишение свободы до 1 года.
291.2 «Мелкое взяточничество» Штраф до 1 млн руб. / в размере заработной платы или иного дохода за период до 1 года,

  • либо исправительные работы до 3 лет,
  • либо ограничение свободы до 4 лет,
  • либо лишение свободы до 3 лет.

Российские компании, которые носят статус международных, чьи акции торгуются на мировых биржах, либо которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь на территории США и Великобритании, а также компании, которые только готовятся к выходу на мировой рынок, должны обратить внимание на то, что ответственность организаций и их менеджмента за коррупционные правонарушения предусматривает также международное и экстерриториальное антикоррупционное законодательство. Оно представлено несколькими нормативно-правовыми актами: Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) – Закон об иностранной коррупции, принятый Конгрессом США в 1977 г. и запрещающий дачу взяток иностранным официальным лицам за получение выгодных контрактов; United Kingdom Bribery Act (UK BA) – Закон Великобритании о взяточничестве от 2010 г.; Конвенцией ОЭСР по борьбе со взяточничеством, к которой Россия присоединилась в апреле 2012 г.

Общий размер санкций по FCPA для компаний с 2010 по 2019 г. составил 17,5 млрд долл. И российские организации регулярно оказываются под прицелом Минюста США. Так, в этом году лидер телекоммуникационного рынка выплатил рекордный штраф в 850 млн долл. по итогам многолетнего расследования.

Нельзя не упомянуть и о проблеме множественной ответственности за одно и то же коррупционное правонарушение. Существует много примеров, когда российские компании, провинившиеся за пределами РФ, сначала привлекали к ответственности по американскому антикоррупционному закону, а затем накладывали на них еще и уголовно-правовые санкции в рамках нашего законодательства. Топ-менеджеры таких компаний не только вынуждены были уплатить многомиллионные штрафы, но и получили реальные сроки заключения на родине.

Добрый день!
На самом деле, всё не так плохо, как показалось с самого начала.
Можно, конечно, только гадать о том, по какой причине Вы попали «на карандаш» в прокуратуре.
Либо сигнал поступил, либо отобрали наиболее «взяткоемкие» предприятия. Т.е. те, которым приходится получать в госорганах множество разрешений и согласований.
Например, строительство.
Как, в советсткое время говорили о работниках торговли, что «проработавшего в системе торговли 5 лет, можно без суда сажать на эти же 5 лет…», так и сейчас трудно представить себе крупное строительства без взяток и откатов…
Во и проводят профилактическую работу.
Ведь прокуратуре тоже нужно отчитываться о проделанной работе…
Пока что, как я вижу, с Вами проведена чисто формальная «профилактика». Вынесены грозные «Представления об устранении нарушения…»
Конечно, приятного в таких бумагах мало. И надо как-то отреагировать.
Сделайте все документы, которые они считают необходимыми. Понятно, что это всё формальности.
Попав единожды «на карандаш», считайте, что Вы поставлены на учет в прокуратуре, как потенциальные преступники.
Не исключено, что за вами будет какое-то негласное наблюдение. Возможно, временное…
Самое главное в этом деле — на самом деле не давать взяток чиновникам.
Поймают на взятке — посадят того, кто давал и создадут кучу неприятностей руководителям.
Незачисимо от того, были у Вас мероприятия по предотвращению, или не были.
А если на взятках вас не поймают, то и наказать не могут. И тоже не имеет значения, есть план мероприятий и ответственные, или его нет.
Так что не поникуйте и пытайтесь приспособиться к изменившимся обстоятельствам. Поскольку, похоже, интерес к вам у них надолго.
Не взятку же они у Вас вымогают! Как бы, не тот случай…
И еще один момент. Если сейчас к вам кроме прокуратуры придут дружно СЭС, пожарники и т.п., советую посмотреть на всё эт с точки зрения возможной рейдерской атаки… Но это уже разговор для новой темы…
Успехов!
PS. хороший повод задуматься всем форумчанам, которые по своей работе часто обращаются к госорганам за различными разрешениями и согласованиями. К вам может прийти точно такая же прокурорская проверка. Лучше заранее соломку подстелить…

Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции

Законодательное определение коррупции появилось в 2008 году, с принятием Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В статье 1 указанного Закона под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Основным принципом противодействия коррупции является применение мер по ее предупреждению не только государством и создаваемыми им структурами, но и иными институтами гражданского общества.

Частью 1 статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции установлена обязанность организаций по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции. Данное требование распространяется на всех юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, то есть не только на предприятия и учреждения, созданные государством, но и общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие коммерческие и некоммерческие организации.

Примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации, определен частью 2 статьи 13.3 Закон № 273-ФЗ, в который, в частности, входят:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В целях формирования единообразного подхода к обеспечению работы о профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, которые размещены на официальном сайте www.rosmintrud.ru, а также доступны для пользователей большинства справочных информационно-правовых систем.

Согласно Методическим рекомендациям организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)» сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике. Методические рекомендации содержат алгоритм разработки данного документа, а также предложения по его содержанию и последующему исполнению.

В Методические рекомендации включено большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции.

Как показывает практика, наиболее часто встречающимися нарушениями в названной сфере являются:

— отсутствие антикоррупционной политики на предприятиях и организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции;

— непринятие мер к определению ответственных лиц либо подразделений в сфере противодействия коррупции;

— непроведение антикоррупционных мероприятий;

— в большинстве организаций не ведется обучение работников по вопросам исполнения законодательства о противодействии коррупции;

— непринятие мер по внедрению в организации антикоррупционных стандартов поведения;

— отсутствие взаимодействия с правоохранительными органами.

С информацией о любых проявлениях фактов коррупции на территории г. Якутска граждане вправе обратиться в прокуратуру г.Якутска по адресу: ул. Халтурина, 4/1, тел. 22-46-47, 22-49-83.

При этом, в обращениях необходимо указать конкретные факты нарушений, свидетельствующие о коррупционных проявлениях.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность

Правительство Российской Федерации в условиях глобальной пандемии нового коронавируса делает всё необходимое для предотвращения распространения инфекции, защиты здоровья граждан и оказания помощи заболевшим.

Сложившаяся ситуация — это вызов всему обществу. Она требует максимально слаженных действий, признания ответственности не только за своё здоровье, но и за здоровье окружающих.

Новый коронавирус принадлежит к семейству вирусов, широко распространённых среди животных и людей. Лишь некоторые из них представляют опасность. В случае с новой коронавирусной инфекцией заболевание в подавляющем большинстве случаев протекает в лёгкой форме. Смертность значительно ниже, чем при вызываемых другими коронавирусами атипичной пневмонии SARS/ТОРС (9,6%) и Ближневосточном респираторном синдроме (36%). Инкубационный период длится до 14 дней. Заболевший может передавать инфекцию до появления симптомов. К группе риска относятся пожилые люди — у них болезнь может протекать с тяжёлыми осложнениями.

Сегодня ситуация характеризуется как глобальная пандемия. Это один из худших мировых кризисов в сфере здравоохранения за последние 50 лет.

Благодаря созданной службе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, финансовой поддержке научных исследований и разработок в этой сфере Россия обладает значительным ресурсом для реагирования на подобные угрозы.

Решительные действия Правительства Российской Федерации в предыдущие два с половиной месяца позволили держать ситуацию под контролем и дали запас ценного времени для разработки дополнительных мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.

Наша первоочередная задача — замедлить распространение инфекции, не допустить резкого роста числа заболевших за счёт ограничения передачи коронавируса внутри страны, а также защитить группы риска, прежде всего старшее поколение. Правительство Российской Федерации продолжит принимать для этого все необходимые меры.

Приоритеты — раннее выявление и профилактика передачи болезни внутри страны, своевременное и качественное оказание медицинской помощи заболевшим. Все принимаемые меры тщательно проработаны.

За их разработку и реализацию, а также мониторинг ключевых показателей санитарно-эпидемиологического благополучия и здравоохранения отвечает оперативный штаб под руководством Татьяны Алексеевны Голиковой.

1. Предупреждение завоза новой коронавирусной инфекции на территорию Российской Федерации.

Своевременно принятые Правительством Российской Федерации усилия обеспечили предотвращение завоза и распространения инфекции с самого начала, когда в нашу страну поступила информация о вспышке коронавируса в Китае. Так, был усилен санитарно-карантинный контроль на государственной границе с использованием тепловизионного оборудования, ограничено авиа- и железнодорожное сообщение с Китаем, а затем и с другими странами, где сложилась неблагополучная ситуация, организовано медицинское наблюдение за вернувшимися из-за рубежа и теми, кто с ними контактировал.

Принято решение о приостановке въезда для граждан всех зарубежных государств (за исключением отдельных категорий лиц).

В дальнейшем при необходимости ограничительные меры будут корректироваться с учётом анализа эпидемической ситуации в зарубежных странах. Все решения направлены исключительно на защиту здоровья населения России.

2. Своевременное выявление случаев инфекции на территории Российской Федерации и профилактика распространения болезни внутри страны.

2.1. Выявление и диагностика.

Для своевременного выявления больных разработаны диагностические тест-системы. Организовано тестирование всех прибывающих в страну граждан из государств, где установлено распространение новой коронавирусной инфекции, и лиц, которые контактировали с приехавшими, а также больных пневмониями.

Российскими тест-системами обеспечены все необходимые исследования. Создан запас в 700 тыс. тест-систем, который будет пополняться. Ежедневная мощность производства — до 100 тыс. Дефицита в диагностике нет.

Принято решение о поставке тест-систем во все регионы России для организации и проведения исследований на базе лабораторий, имеющих право на работу с III-IV группой патогенности в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

Данные обо всех проводимых лабораторных исследованиях на коронавирус будут централизованы. В случае выявления возбудителя подтверждение осуществят лаборатории Роспотребнадзора

Координационный совет по борьбе с распространением коронавирусной инфекции рекомендует гражданам обращаться за тестированием на новую коронавирусную инфекцию только в случаях, когда это действительно необходимо.

2.2. Профилактика распространения внутри Российской Федерации.

Внутри России продолжат приниматься и при необходимости будут усилены ограничительные меры. В их числе сокращение и отмена массовых спортивных, культурных мероприятий, проведение противоэпидемических мер предприятиями и организациями, включая дезинфекцию помещений и обеспечение соответствующего режима труда работников.

Сохраняются существующие требования по изоляции и жёсткому медицинскому наблюдению в отношении лиц, прибывших из других стран, и контактирующих с ними граждан.

По решению Правительства Российской Федерации пересмотрен порядок оформления, выдачи и оплаты больничных листов гражданам, находящимся на карантине. Медицинские организации получат право оформлять листы нетрудоспособности дистанционно без очного осмотра пациента, у которого имеются показания для карантина.

Изменён порядок оплаты больничных листов в указанных случаях: оплата будет производиться непосредственно гражданину авансом до закрытия листа трудоспособности.

Во исполнение постановления Главного санитарного врача даны поручения субъектам Российской Федерации проводить работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по организации режима труда работников, в том числе по обязательной дезинфекции контактных поверхностей во всех помещениях в течение дня.

Субъектам Российской Федерации поручено обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях, включая в случае необходимости переход на дистанционные формы обучения и работы. Министерством просвещения Российской Федерации создана рабочая группа, которая разработает единый порядок организации и сопровождения образования в дистанционной форме.

Для уменьшения рисков заболевания Правительство рекомендует всем гражданам ограничить контакты, в случае появления симптомов заболевания — острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) не покидать дом и незамедлительно вызвать врача. Работодателям рассмотреть возможность перевода сотрудников на работу в удалённом доступе.

Успешное противодействие распространению инфекции зависит от усилий каждого из нас.

3. Своевременное и качественное оказание медицинской помощи заболевшим.

Эпидемиологические данные говорят о том, что в большинстве случаев (80%) заболевание протекает в лёгкой форме. Однако у 15-20% заболевших, особенно у людей старшего возраста с сопутствующими заболеваниями, течение болезни осложняется пневмониями, и в ряде случаев требуется проведение интенсивной терапии.

Готовность медицинских организаций к оказанию помощи заболевшим — одно из главных условий сохранения жизней.

Минздравом России проведена оценка готовности лечебной сети. Осуществлена подготовка медицинских организаций к различным сценариям развития ситуации. Развёрнуто более 55 тыс. инфекционных коек, из них более 12 тыс. — реанимационных и 396 — обсерваторов. Подготовлено 7,5 тыс. мельцеровских боксов.

Медицинские организации имеют более 40 тыс. аппаратов искусственной вентиляции лёгких, 124 аппарата экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО). Правительством Российской Федерации выделены ресурсы для дополнительной закупки свыше 500 аппаратов, включая 17 аппаратов ЭКМО.

В медицинских организациях создан запас лекарственных препаратов, неснижаемый запас средств индивидуальной защиты. Медицинскую помощь сегодня готовы оказать 6 тысяч врачей-инфекционистов и почти 2 тысячи пульмонологов, более 18 тысяч медсестёр.

Правительством Российской Федерации для материального стимулирования медицинских работников принято решение о выделении средств из резервного фонда. Средства будут направлены на выплату денежного стимулирования работникам учреждений здравоохранения и науки Роспотребнадзора, врачам участковым — терапевтам, врачам общеврачебной практики, пульмонологам, инфекционистам, анестезиологам-реаниматологам, медицинским сёстрам, фельдшерам и акушерам ФАПов, медицинскому персоналу скорой помощи, младшему медицинскому персоналу, которые участвуют в реализации мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией.

Продолжается работа по методическому обеспечению профилактики и лечения на основе последних имеющихся научных данных. До медицинских организаций доведены рекомендации, алгоритмы действий по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.

Россия имеет успешный опыт борьбы с эпидемиями в стране и мире. Более чем вековая история и признанный международным сообществом потенциал российских научных институтов в сфере эпидемиологии и вирусологии помогают разрабатывать эффективные меры по сдерживанию эпидемии, созданию возможностей для оказания помощи всем нуждающимся и сохранения жизней. Наши усилия направлены на разработку вакцины и отработку эффективных схем лечения.

Принимаемые решения и рекомендации, прежде всего в части запретов и ограничений, многим могут показаться чрезмерными. Однако именно они, по мнению учёных, являются эффективными для противодействия эпидемии.

Ответственность и единение, забота о здоровье — своём и окружающих, взаимная поддержка и доверие позволят нашей стране справиться с текущей ситуацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *