Подробное описание профессии Медико-профилактическое дело

Ещё древнегреческий целитель Гиппократ в одном из своих трактатов писал о том, как воздух, вода и место обитания человека влияют на его психическое и физическое здоровье. А знаменитый русский врач, стоявший у истоков анестезиологии и военно–полевой хирургии, уверенно говорил, что будущее принадлежит медицине предупредительной. О медико-профилактической профессии как раз и рассказывается в статье.

Направления и перспективы работы в профилактической медицине

Специалисты заняты в таких областях как диетология, валеология, сферы гигиены. Представители профессии комплексно решают задачи:

  • контроля инфекционных заболеваний,
  • организации вакциной профилактики,
  • контроля качества питания в учреждениях здравоохранения, детских садах, школах и прочих местах,
  • организации медицинских осмотров на предприятиях,
  • разработок санитарных правил и норм промышленного и жилищного строительства,
  • исследования водоёмов и чистоты воздуха,
  • пропаганды медицинских и гигиенических знаний.

Обязанности предполагают взаимодействие не только с персоналом поликлиник, больниц и санитарно–эпидемиологических служб, но и с представителями правоохранительных органов и муниципальных властей. Подобное сотрудничество положительно сказывается на соблюдении законодательной базы санитарно–эпидемиологических требований.

Продолжительность рабочего дня специалистов профилактической медицине не превышает 40 часов в неделю, в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Трудоустройство по специальности

На рынке труда это достаточно востребованная профессия. Причём во всех видах собственности учреждений:

  • научно–исследовательских лабораториях и институтах,
  • Роспотребнадзоре,
  • высших и средних учебных заведениях,
  • частных предприятиях по выпуску пищевых продуктов,
  • санаторно–курортной сфере,
  • природоохранных органах,
  • военных, правовых, таможенных службах,
  • лечебной и профилактической медицине,
  • предприятиях железнодорожного транспорта,
  • торговых сетях и общественном питании,
  • экспертных организациях в сфере санитарно–эпидемиологического благополучия.

Уровень заработной платы зависит от опыта, стажа и места работы. Например, специалист, работающий в Северных районах или местностях, приравненных к ним, дополнительно получает надбавку за работу в сложных природных условиях. Доплата за стаж работы также увеличивает оплату труда до 40 %. В Москве ставки значительно выше. Самую высокую заработную плату предлагали в сентябре 2018 года главному врачу медико–санитарной части в РГУ физкультуры — 120000 рублей.

Средний доход санитарного врача в России — 30000 рублей. Однако на начальном этапе работы он может быть и 15000–20000 рублей.

По какому графику можно работать

В предлагаемых условиях труда, при найме на работу специалистов профилактической медицины, обычно указывается полная занятость, работа на территории нанимателя и оплачиваемый отпуск.

Есть организации, предоставляющие свободный, а также разъездной график и частичную занятость. Кроме того, некоторые учреждения приглашают в свой штат студентов факультетов «Медико–профилактическое дело» с неоконченным высшим образованием. Отпуск работников состоит из основного и дополнительного и составляет от 31 до 63 в зависимости от сферы медицинской деятельности специалиста. Унификация внешнего вида заключается в предоставлении спецодежды — медицинских халатов, костюмов, обуви.

Фриланс

Специалисты профилактической медицины имеют все шансы вести свою деятельность в режиме фриланс. Без заключения долговременного договора, для выполнения определённого перечня обязанностей, можно воспользоваться услугами бирж удалённой работы.

Они предлагают среднему медицинскому персоналу и врачам вакансии консультантов онлайн, копирайтеров по темам гигиены и профилактики заболеваний. Работу на территории работодателя во время собственного отпуска можно найти в летний сезон в детских оздоровительных лагерях отдыха или в клиниках на период отпуска основного сотрудника.

Сферы в этом направлении

С какой бы сферы медицины выпускник учебного заведения не начинал свою деятельность, следует помнить о важной социальной значимости профессии. Участвуя в разработках норм промышленного и жилищного строительства, контролируя санэпидемрежим больниц, детских учреждений или предприятий общественного питания, специалист профилактической медицины имеет возможность изменить жизнь людей в лучшую сторону. Равно как повысить свой профессиональный уровень опытным путём и подняться по карьерной лестнице, как в области здравоохранения, так и в государственной гражданской службе РФ.

Повышение квалификации по профессии

В любой профессии важно поддерживать уровень квалификации. Особенно это касается медицинских специальностей. Согласно закона об основах здоровья граждан, право на осуществление деятельности в области медицины имеют лица с высшим и средним медицинским образованием при наличии сертификата специалиста. Этот же закон возлагает на работодателя, а так же работника, обязанность повышения квалификации в течение всей трудовой деятельности с периодичностью в 5 лет. Организация дополнительного обучения и сертификации возможна как за счёт учреждения, так и за счёт самого специалиста.

Конкурсы

В Министерстве здравоохранения РФ разработано приложение к приказу о порядке проведения Всероссийского конкурса врачей. В каждой области медицины присуждается собственная номинация. Ежегодно подобные конкурсы устраиваются и для специалистов со средним медицинским образованием. Кроме общественного признания личностных достижений и вклада в развитие здравоохранение, победители удостаиваются ценных грантов. Но самое главное — реализуются дополнительные возможности для профессионального и карьерного роста.

Работа за границей

Специальности профилактической медицины востребованы и за границей. Однако чтобы начать практиковать самостоятельно, следует пройти профессиональную сертификацию и получить лицензию на право деятельности государства, где планируется получить работу. Для этого потребуется:

  • выучить язык,
  • пройти процедуру нострификации (подтверждение законной силы образовательного документа на территории страны),
  • сдать специальные экзамены,
  • получить квалификацию.

При этом требования к претенденту в разных государствах могут быть, соответственно, абсолютно разными. Меньше всего различий у российских специалистов с белорусскими коллегами.

Специалист медико–профилактического дела имеет право занимать врачебные должности, не связанные с приёмом и осмотром пациентов. Также может вести обучение гигиеническим знаниям населения, вести лабораторную и научную деятельность по фундаментальным направлениям медицины. Однако из-за разницы в образовательном процессе с факультетами лечебных специальностей, получить смежную на базе профилактической подготовки, можно только заново получив медицинское образование. То есть обучение займёт от 6 до 8 лет.

На каком факультете нужно учиться

Специальностям профилактической медицины обучают в средних и высших учебных заведениях на факультетах «Медико–профилактическое дело». Выпускникам присваивается квалификация санитарного фельдшера и врача соответственно. Заочного образования по данным профессиям не предусмотрено. Подобные факультеты существуют практически в каждом региональном медицинском вузе или колледже. Условия поступления в то или иное учебное заведение в общем и целом одинаковые, равно как и качество образования в них. В отличие от среднего образования, высшая школа предполагает последипломное образование для права ведения самостоятельной практики.

Основной курс обучения длится 5 лет в вузе и 3 года в ссуз. Коммерческий курс обходится от 20000 рублей в Уральском университете до 108000 рублей в Омском государственном университете.

Выпускники вузов после получения диплома приобретают первичную врачебную специализацию в интернатуре в течение 1 года. Углубленная подготовка в ординатуре занимает ещё от двух до трёх лет. Также возможно выбрать научно–исследовательскую деятельность. Практика и стажировка обязательна в образовательном процессе подготовки специалиста. В период обучения студенты изучают:

  • анатомию,
  • патологические процессы,
  • физиологию,
  • микробиологию,
  • методику биологических и химических исследований,
  • гигиенические дисциплины,
  • эпидемиологию,
  • системы здравоохранения,
  • охрану окружающей среды и прочие дисциплины.

Для работы в российских учреждениях зарубежное образование не требуется. Но запретов на такое обучение не введено. Остаётся преодолеть довольно сложные к этому препятствия:

  • годовую стоимость обучения (от 12000 до 80000 долларов),
  • высокий конкурс (200 человек на место),
  • подготовительные курсы в выбранной стране обучения,
  • длительный срок обучения (от 7 до 10 лет).

Но и плюсы у образования за границей тоже есть. К ним относятся частые практики, более узкая специализация в выбранной профессии, доступность новейших научных разработок, возможность досконально изучить язык, дальнейшая перспектива работы в зарубежных клиниках и высокий доход.

Дистанционное медико-профилактическое обучение

Российские учебные заведения высшей и средней медицинской школы предоставляют право дистанционного обучения по специальностям медико–профилактического дела. В этом случае каждый слушатель может выбрать для себя индивидуальный график занятий, порядок изучения дисциплин и сдачи зачётов и экзаменов.

Кроме того, начать обучение можно в любой день, не дожидаясь официального начала учебного года. Несомненным плюсом для работающих уже в профессии и повышающим свою квалификацию слушателям, станет учёба без отрыва от производства. А, учитывая коммерческую основу обучения дистанционного метода, этот вариант получения образования может существенно сэкономить личный бюджет.

Как стать врачом

Для получения диплома врача обязательным является окончание высшего учебного заведения. Для поступления в большинство из подобных ВУЗов требуются высокие баллы по русскому языку, обществознанию, биологии и химии. Изначально не обязательно определяться с дальнейшим направлением. В ходе учебы студенту подробно объяснят, какие бывают врачи. Узкая специализация приобретается на последних курсах, во время интернатуры и ординатуры. Перед тем, как подавать документы в профильный ВУЗ, рекомендуется пройти профориентацию. Тесты подскажут, каковы шансы соискателя на успех в выбранной области.

Медицинские профессии после 9 класса

Поступая в медицинское училище или колледж, можно оценить свое отношение к интересующей области и даже сэкономить 1 год на учебе. Поступив в него после 9 класса, и отучившись год, студенты получают диплом о законченном среднем образовании. Это дает им возможность подать документы в институт. Тот, кто решает окончить среднее профессиональное учебное заведение, получает диплом медсестры или медбрата, фельдшера, фармацевта (в соответствии с направлением).

Выбор в пользу профессии врач дает человеку возможность получить образование в области, которая всегда будет востребована. Медицина – это гарантия морального удовлетворения от работы в сочетании с высокими шансами на карьерный рост, признание, хороший доход.

Карьера врача

Данная профессия подразумевает наличие нескольких направлений:

  • педиатрия, терапевтическая деятельность (специалист, который осматривает больного и назначает лечение сам или направляет к другому доктору);
  • хирургическая деятельность (специалист, в обязанность которого входит проведение операций);
  • патологоанатомическая деятельность (задача патологоанатома: вскрытие трупа с целью выяснения причины смерти);
  • психологическая деятельность (работа с психическими отклонениями и пр.).

Хорошие медики востребованы всегда. Карьерный рост равносилен повышению профессиональной компетенции.

Специалисты с большим опытом работы стремятся открыть собственные клинические центры для оказания медицинских услуг гражданам.

Места работы

Доктор может найти работу в государственном медицинском учреждении или в частной клинике. Специалисты, занимающиеся исследовательской деятельностью, востребованы в научных центрах и институтах.

Профессии врача обучают в медицинских колледжах и институтах. Это требует длительной подготовки. Обучение специальности в медицинском вузе длится минимум 6 лет, после чего студенты обязаны в течение 1-2 лет практиковаться по своей специализации под наблюдением профессионала (ординатура или интернатура). По окончании практики студент получает право работать самостоятельно.

Учиться на врача сложно уже с первого курса. Чтобы стать хорошим медиком, требуется аналитический склад ума, отличная память и работоспособность.

Медицинские профессии после 9 класса

Получить какую-либо медицинскую специальность можно после 9 класса:

  • сестринское дело (медицинская сестра/ брат – самая распространенная и мало оплачиваемая профессия);
  • лечебное дело (фельдшер – оказание первой медицинской помощи, специалисты работают в педиатрии, хирургии, скорой помощи и пр.);
  • ортопедическая стоматология (зубной техник, помощник стоматолога – востребованная, высокооплачиваемая профессия);
  • лабораторная диагностика (медицинский лабораторный техник – биохимические, клинические исследования, анализы, исследования с помощью компьютерной техники т.п.);
  • акушерство (помощник гинеколога – наблюдение за женщиной в период беременности и во время родов);
  • фармацевтика (работа в аптеке).

Где учиться на врача

Практически в каждом городе России есть колледжи и институты, где можно получить медицинское образование. Учиться по специализации врачей можно в следующих колледжах Москвы:

  1. Медицинский колледж управления делами Президента РФ.
  2. Свято-Димитриевское училище сестер милосердия.
  3. Медицинский колледж №1.
  4. Медицинский колледж №2.
  5. Медицинский колледж №5.
  6. Медицинский колледж №7.

Получить высшее образование в области медицины можно в следующих вузах России:

  1. Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ).
  2. Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (ПСПбГМУ).
  3. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова (РНИМУ).
  4. Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова.
  5. Казанский государственный медицинский университет.
  6. Уральский государственный медицинский университет.
  7. Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

Сколько получает врач

Зарплата врача напрямую зависит от специализации, места работы (частное или государственное учреждение) и региона.

В среднем оплата труда опытного специалиста может варьироваться от 30 до 60 тыс. руб. и выше.

Самые высокооплачиваемые медицинские профессии

К самым высокооплачиваемым медицинским профессиям относятся:

Профессиональная ориентация

Медицинские специальности требуют от человека, выбравшего их, определённых личностных качеств. Сострадание, ответственность и добросовестность для лаборантов, санитарных фельдшеров, врачей и эпидемиологов не менее важны, чем внимательность к деталям, эмоциональная устойчивость и аккуратность.

Физическая выносливость будет не лишней в условиях работы военизированных подразделений. Организаторские способности станут залогом успеха в должности главного санитарного врача санэпидемстанции. Результат труда врача–гигиениста, например, виден только через определённое время. В этом случае важна принципиальность, настойчивость и честность, чтобы отстоять свои позиции, охраняя здоровье населения. А также умения и воля, чтобы предварить знания в жизнь на благо людей и государства. И поскольку работа проходит в постоянном контакте с людьми, немаловажным качеством является и умение ладить с окружающими.

Воспитательная, просветительская и организаторская работа стоит во главе угла профессий профилактической медицины. Принятие решений, от которых зависит благосостояние и здоровья целых городов и краёв — привлекает в эту сферу медицины сильных и харизматичных людей. А многогранный и сложный смысл работы, требует от сотрудников постоянного повышения квалификации.

Рассмотрите похожие профессии на нашем сайте: психолога, врача, специалиста-биолога.

Кто такой врач: профессия или призвание

Медицина – это наука об устройстве организма человека, которую изучают все будущие врачи. Она подразделяется по специализациям для более подробного изучения каждой отдельной области.

Рассказ про профессию врача стоит начать с описания его деятельности. Ежедневными обязанностями специалиста этого профиля является принятие решений, от которых зависит жизнь и здоровье людей. Поэтому он должен обладать глубокими теоретическими и практическими знаниями в медицине, чтобы правильно поставить диагноз.

Кто такой врач – это профессионал широкого профиля, который занимается осмотром пациента, определяет симптомы заболевания и на основании этого назначает лечение. Специальность доктора является востребованной: он занимается спасением самого дорогого у человека – жизни.

Освоение медицины требует терпения, усердия, желания помогать людям. Обучение науке начинается со скамьи учебного заведения и заканчивается в то время, когда человек прекращает врачебную практику.

Великий философ Древней Греции Сократ сказал: «Все профессии – от людей, и только три – от бога: педагог, судья и врач». Стать ценным и хорошим доктором может не каждый. Врач – это призвание.

Возникновение этой профессии

История профессии врача берет свое начало с первобытных времен. Ученые доказали, что предки проявляли интерес к здоровью, умели лечить переломы, накладывали швы на рану, пытались лечить зубы, могли сделать трепанацию черепа. Помимо врачевания, прежние медики выступали и в роли жрецов: общались с духами, приносили жертвы, заклинали и пр.

Гиппократ – это первый знаменитый врач, живший в Древней Греции. С его деятельности началось развитие медицины как науки: он сумел объединить все предыдущие знания в единое целое и стал праотцом профессии. Он первый обратил внимание на причины возникновения болезней, доказал, что на здоровье человека влияют внешние факторы. Медики-студенты произносят клятву Гиппократа, которая выражает основные морально-этические принципы поведения врача (не причини вреда и т.д.).

В средние века в Европе инквизиторы как представители христианской церкви оказывали пагубное воздействие на развитие медицины, занимались преследованием ученых, обвиняли их в ереси и т.п. В этот период медики занимались вскрытием трупов с целью изучения внутреннего строения человеческого тела.

В средние века в восточных странах открывались медицинские школы, где врачи передавали свой опыт студентам и писали книги о врачевании.

Только в эпоху Возрождения медицина как важная наука стала признаваться обществом. Появились вакцинация, распределение по группе крови, анестезия, инсулин, рентген и т.д. Врачи научились проводить операции.

Профессия врача доступна для получения в колледже и в университете, большинство которых предлагает обучение на очной форме. Для этого потребуется много сил и терпения (учеба занимает от 4 до 8 лет). Выбор специализации зависит от предпочтений и возможностей абитуриента.

Плюсы и минусы

О профессии врача в описании указывают, какие плюсы и минусы имеет данная специальность. К положительным сторонам относятся:

  • востребованность (независимо от ситуации в мире, места жительства, количества проживающих и т.д.);
  • карьерный рост;
  • возможность спасать человеческие жизни;
  • возможность исследовать неизученное, совершать открытия.

Среди недостатков профессии можно выделить следующее:

  • высокая ответственность за жизни людей;
  • работа с разными типами пациентов, не всегда благодарными за оказанную помощь;
  • длительный период обучения и стажировки;
  • жесткий график работы в некоторых учреждениях (мало выходных дней, ночные смены, экстренные вызовы и пр.).

Таким образом, данная специальность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Будущие специалисты в области медицины должны осознавать, с какими проблемами они могут столкнуться при выполнении профессиональных обязательств.

Противопоказания

Любая профессия предъявляет требования к состоянию здоровья работника. При устройстве на работу и в период врачебной практики все медработники проходят медицинскую комиссию. Общие требования к состоянию здоровья:

  • двигательные: координация движений, мышечная активность, выносливость;
  • анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические: правильная работа нервной системы;
  • интеллектуальные: анализ мышления, памяти, внимания.

Существуют следующие заболевания, при наличии которых не рекомендуется выбирать профессию медика:

  • нервно-психические;
  • сердечно-сосудистые;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • хронические инфекционные;
  • верхних дыхательных путей;
  • аллергические;
  • зрительного, слухового анализаторов;
  • речеголосового аппарата.

Абитуриентам желательно заранее пройти медкомиссию, чтобы быть уверенными в том, что они смогут работать по специальности.

Требования к профессии

Медик должен обладать характерными личностными качествами, чтобы стать профессионалом в своей сфере. К ним относятся:

  • гибкий, пытливый ум;
  • аналитическое мышление;
  • отличная память;
  • желание к саморазвитию;
  • высокая стрессоустойчивость и самоорганизация;
  • терпение, любовь к людям.

В стрессовых ситуациях доктор должен уметь быстро находить правильное решение, быть сдержанным, контролировать ход событий.

Должностные обязанности

Независимо от специализации все доктора выполняют следующее:

  • осматривают больных и выясняют их жалобы (необходимо для того, чтобы определить симптомы болезни);
  • назначают проведение лабораторных исследований (анализируют отклонения, происходящие в организме: наличие бактерий, воспалительных процессов и т.д.);
  • на основании полученной информации ставят диагноз (врач должен уметь различать схожие по симптоматике заболевания);
  • назначают лечение (прием лекарственных препаратов, проведение хирургической операции и пр.).

В обязанности врача входит оказание своевременной экстренной медицинской помощи, лечение пациентов и назначение реабилитационных и профилактических мероприятий по выздоровлению. Специалист ведет необходимую документацию (заполнение карточек, составление отчетов и пр.), занимается повышением собственной квалификации и обменивается опытом с коллегами.

Врачи, которые занимаются исследовательской деятельностью, проверяют и внедряют новые препараты и лекарственные средства, разрабатывают методы диагностики и лечения различных болезней. В обязанности врачей входит проведение санитарно-просветительской деятельности среди населения.

Ответственность врача

Перед выполнением профессиональных обязанностей студенты-медики произносят клятву Гиппократа. Она представляет собой морально-этические принципы, которые должен соблюдать врач. Согласно врачебной клятве, доктор не должен причинять вреда здоровью пациента, обязан заботиться о больном, помогать его здоровью, держать историю болезни в тайне.

Врач должен быть ответственным и терпеливым, искренне помогать людям, быть честным с пациентами и перед собой.

Доктор отвечает за жизнь и здоровье пациента и несет ответственность за назначенное лечение.

Полномочия врача

Лечащий врач оказывает медицинскую помощь пациенту с момента первого приема и до полного выздоровления. На вопрос, как работает доктор, стоит сказать, что он вправе:

  • выписывать любые препараты и назначать любое лечение, адекватное с точки зрения врача, которое не противоречит медицинским стандартам;
  • имеет право на обеспечение необходимых условий для нормальной деятельности;
  • отказать в лечении пациенту, если больной не выполняет назначения врача.

Врачи частной и государственной практик равны в своих правах (имеют право заниматься лечением пациентов, повышать квалификацию и пр.).

Кроме того, врач не имеет право скрывать от пациента информацию о его заболевании (если больной заражен ВИЧ и т.д.).

Врач имеет право делегировать часть полномочий медицинской сестре (работу, которая входит в ее компетенцию).

Существует несколько неоднозначных ситуаций, в которых действия врача не регулируются законом: проведение операции с согласия и без согласия пациента, вмешательство при самоубийстве, смерть пациента во время операции и т.д. Неоднозначным является понятие врачебной ошибки: законом предусмотрено страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред здоровью пациента (не связано с небрежным выполнением профессиональных обязанностей).

Таким образом, права врачей в некоторых ситуациях не урегулированы.

Особенности профессии

Врач – высокоинтеллектуальная и интеллигентная профессия, что наделяет ее рядом особенностей. Именно наличие у ее представителей обязательных личных качеств, умений и строгое соблюдение этических норм стали причиной уважения к докторам. Отдельно стоят социальные и моральные требования к медработникам, выполнение которых считается обязательным.

Этикет практикующего врача

Основы требований к докторам изложены в клятве Гиппократа, которую дает каждый выпускник профильного ВУЗа. Она упоминает сохранение врачебной тайны, обещание не навредить пациенту, не помогать больным в попытках совершить суицид.

Практикующий врач берет на себя обязательства по распространению опыта, обучению начинающих докторов, проявлению уважения по отношению к коллегам. Основы врачебной этики закреплены законодательно и содержат требования к внешнему виду, поведению, общему описанию медработника.

Необходимые профессиональные навыки и знания

Студент, который учится на специальности «Лечебное дело» в течение шести лет ВУЗа, получает базовые теоретические медицинские знания. Дальнейшая работа в качестве интерна позволяет ему освоить практические навыки и определить направление специализации. Далее следует год ординатуры, во ходе которой уже дипломированный врач познает тонкости выбранной области медицины. На этом обучение не заканчивается – в 100% случаев медработник вынужден совершенствовать свои навыки и знание в течение всей врачебной практики.

Личные качества врача

Успешный доктор должен быть любознательным, жадным до знаний, склонным к постоянному развитию в личностном и профессиональном плане. Хороший медработник имеет высокий уровень интеллекта, он внимателен до педантичности, умеет быстро запоминать и анализировать информацию. Большинству врачей приходится отдавать предпочтение карьере, а не личной жизни, поэтому обычно это не самые эмоционально зависимые от семьи люди. Представителю профессии стоит подготовиться к постоянному стрессу, необходимости терпеливо выслушивать пациентов, объяснять им сложные понятия доступными словами.

История профессии врач

Проведенные раскопки показали, что врачевание, как отдельный вид деятельности, появилось вскоре после того, как древние люди стали собираться в общины. Тогда медицина была тесно связана с духовной жизнью членов племен, поэтому обычно целитель брал на себя еще и функции жреца.

Официально профессия врач существовала уже в Древнем Китае, Риме, Греции. Гиппократ начал одним из первых классифицировать болезни, обратил внимание на их профилактику, выдвинул базовые принципы здорового образа жизни.

Во времена стремительного роста популярности различных религий в Европе деятельность врачей преследовалась и запрещалась. Даже в такие периоды направление активно развивалось в странах Востока. Активная врачебная практика вернулась в Европу в эпоху Возрождения. В последующие семь столетий объем медицинских знаний увеличивался и продолжает делать это сегодня. На начало XXI века медицина насчитывала несколько десятков независимых направлений, а количество видов врачей превысило сотню.

Европейская база данных кадровых и технических ресурсов здравоохранения
Показателей: 250 Дата обновления: 23 сентября 2016 г. Скачиваний: 5369 Контактное лицо: Please enable Javascript to view
В Европейской базе данных кадровых и технических ресурсов здравоохранения (HlthRes-DB) имеются разнообразные статистические данные по кадровым и техническим ресурсам здравоохранения и информация о нефинансовых ресурсах для оказания медико-санитарной помощи, собранные совместными усилиями статистического бюро Европейского союза (агентства Евростат), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского регионального бюро ВОЗ. В HlthRes-DB содержатся данные по почти 200 показателям для кадровых и технических ресурсов здравоохранения.
Показатели для кадровых ресурсов: В число показателей входит численность и плотность целого ряда категорий работников здравоохранения (врачей, медсестер, акушерок, стоматологов, фармацевтов и вспомогательных медицинских работников) согласно трем различным концепциям: практикующие работники, персонал, работающий по специальности, и работники, обладающие соответствующей лицензией. Помимо этого, имеется информация о численности работников больниц и количестве выпускников медицинских и иных актуальных учебных заведений.
Данные о технических ресурсах: Здесь приводятся данные о количестве и плотности больниц и больничных коек с разбивкой по принадлежности учреждений (государственные, некоммерческие частные и коммерческие частные), а также о количестве коек для длительного лечения. Помимо этого, в HlthRes-DB имеется информация по показателям наличия следующих видов медицинского оборудования: установки компьютерной томографии (КТ), установки МРТ, позитронно-эмиссионные томографы (ПЭТ), гамма-камеры, установки для цифровой субтракционной ангиографии, маммографы, оборудование для лучевой терапии и литотрипторы.
Охват: HlthRes-DB содержит основные статистические данные о здоровье населения в 53 государствах-членах Европейского региона ВОЗ. База данных будет обновляться один раз в год, обычно в конце лета. В настоящее время она существует в версии на английском и русском языках.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 марта 2013 г.

Регистрационный N 27723

В соответствии с подпунктом 5.2.7. Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников согласно приложению.

Министр В. Скворцова

Приложение

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

I. Медицинские работники

1.1. Должности руководителей:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

1.2. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):

а) врачи-специалисты, в том числе:

врач-акушер-гинеколог;

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач-аллерголог-иммунолог;

врач-анестезиолог-реаниматолог;

врач-бактериолог;

врач-вирусолог;

врач-гастроэнтеролог;

врач-гематолог;

врач-генетик;

врач-гериатр;

врач-дезинфектолог;

врач-дерматовенеролог;

врач-детский кардиолог;

врач-детский онколог;

врач-детский уролог-андролог;

врач-детский хирург;

врач-детский эндокринолог;

врач-диабетолог;

врач-диетолог;

врач здравпункта;

врач-инфекционист;

врач-кардиолог;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач-клинический миколог;

врач-клинический фармаколог;

врач-колопроктолог;

врач-косметолог;

врач-лаборант;*

врач-лабораторный генетик;

врач-лабораторный миколог;

врач мануальной терапии;

врач-методист;

врач-невролог;

врач-нейрохирург;

врач-неонатолог;

врач-нефролог;

врач общей практики (семейный врач);

врач-онколог;

врач-ортодонт;

врач-остеопат;

врач-оториноларинголог;

врач-офтальмолог;

врач-офтальмолог-протезист;

врач-паразитолог;

врач-патологоанатом;

врач-педиатр;

врач-педиатр городской (районный);

врач-педиатр участковый;

врач-пластический хирург;

врач по авиационной и космической медицине;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской профилактике;

врач по медицинской реабилитации;

врач по общей гигиене;

врач по паллиативной медицинской помощи;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-профпатолог;

врач-психиатр;

врач-психиатр участковый;

врач-психиатр детский;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач-психиатр-нарколог;

врач-психиатр-нарколог участковый;

врач-психотерапевт;

врач-пульмонолог;

врач-радиолог;

врач-радиотерапевт;

врач-ревматолог;

врач-рентгенолог;

врач-рефлексотерапевт;

врач-сексолог;

врач-сердечно-сосудистый хирург;

врач скорой медицинской помощи;

врач-статистик;

врач-стоматолог;

врач-стоматолог детский;

врач-стоматолог-ортопед;

врач-стоматолог-терапевт;

врач-стоматолог-хирург;

врач-судебно-медицинский эксперт;

врач-судебно-психиатрический эксперт;

врач-сурдолог-оториноларинголог;

врач-сурдолог-протезист;

врач-терапевт;

врач-терапевт подростковый;

врач-терапевт участковый;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач-токсиколог;

врач-торакальный хирург;

врач-травматолог-ортопед;

врач-трансфузиолог;

врач ультразвуковой диагностики;

врач-уролог;

врач-физиотерапевт;

врач-фтизиатр;

врач-фтизиатр участковый;

врач функциональной диагностики;

врач-хирург;

врач-челюстно-лицевой хирург;

врач-эндокринолог;

врач-эндоскопист;

врач-эпидемиолог;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

судовой врач;

б) врач-стажер.

1.3. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (немедицинским) образованием:

биолог;

зоолог;

инструктор-методист по лечебной физкультуре;

медицинский психолог;

медицинский физик;

судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);

химик-эксперт медицинской организации;

эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

эмбриолог;

энтомолог.

1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):

акушер;

гигиенист стоматологический;

заведующий молочной кухней;

заведующий здравпунктом — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — фельдшер (акушер, медицинская сестра);

заведующий кабинетом медицинской профилактики — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

зубной врач;

зубной техник;

инструктор-дезинфектор;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

инструктор по трудовой терапии;

лаборант;

медицинская сестра;

медицинская сестра-анестезист;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинский дезинфектор;

медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);

медицинский оптик-оптометрист;

медицинский регистратор;

медицинский статистик;

медицинский технолог;

операционная медицинская сестра;

помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене;

помощник энтомолога;

рентгенолаборант;

старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер;

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-нарколог;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.

1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

санитар;

санитар-водитель;

сестра-хозяйка.

II. Фармацевтические работники

2.1. Должности руководителей:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):

провизор;

провизор-аналитик;

провизор-стажер;

провизор-технолог;

старший провизор.

2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):

младший фармацевт;

старший фармацевт;

фармацевт.

2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):

фасовщик;

санитар (мойщик).

Примечания:

1. Должности «главный врач (начальник) медицинской организации», «заместитель руководителя (начальника) медицинской организации», «заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации» относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности;

2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части», «заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части», «заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе», «заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом» и другое.

3. Должности «заместитель директора (заведующего) аптечной организации», «заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации» относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, «врач-терапевт».

5. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».

6. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности «врач приемного отделения» дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, «врач приемного отделения — врач скорой медицинской помощи».

* Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

Часто возникает вопрос: какие отделения стационара относятся к хирургическим?

Раньше можно было руководствоваться Приказом Минздрава от 15.10.1999 N 377. Сейчас он отменен. Существует специальный Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 1999 г. N 28 «О перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений». Этот перечень приведен ниже:

  • Акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности)
  • Гинекологическое
  • Гнойной хирургии
  • Кардиохирургическое
  • Колопроктологическое
  • Микрохирургическое
  • Нейрохирургическое (в том числе спинномозговой травмы)
  • Ожоговое
  • Онкологическое
  • Ортопедическое
  • Отоларингологическое
  • Офтальмологическое
  • Портальной гипертензии
  • Реконструктивной и пластической хирургии
  • Рентгенохирургических методов диагностики и лечения
  • Родовое (родильное)
  • Сосудистой хирургии
  • Травматологическое (в том числе травмы кисти)
  • Травматолого-ортопедическое
  • Туберкулезное для больных костно-суставным туберкулезом
  • Туберкулезное для больных урогенитальным туберкулезом
  • Туберкулезное легочно-хирургическое
  • Урологическое (в том числе по пересадке почки)
  • Хирургическое
  • Хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции
  • Хирургическое торакальное
  • Челюстно-лицевой хирургии (стоматологическое)
  • Эндоскопическое

Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда врачей хирургического профиля (хирурги, лор, окулисты, анестезиологи-реаниматоры, акушеры-гинекологи).

Профессиональная деятельность врача хирургического профиля включает разнообразные элементы: осмотр больных, выполнение диагностических процедур, подготовку и проведение оперативных вмешательств, перевязки, обходы и т.д. Много времени у врачей отнимает ведение документации. Основной элемент профессии — операционная деятельность.

Существенным элементом работы врачей хирургического профиля являются ночные дежурства, частота которых для хирургов — в среднем 2,8 в месяц, акушеров-гинекологов — 2,6, офтальмологов — 1,6, ЛОР — 1,7. Причем среди хирургов и акушеров-гинекологов более 50% имеют 3-4 дежурства в месяц. Сейчас, в связи с разрешением на совмещение, 1/2 ставки набирают за счет дежурств.

Принято различать основные и вынужденные рабочие позы. По мнению большинства авторов положение стоя более естественно для человека, чем положение сидя. Нормальной рабочей позой стоя принято считать такую, когда угол наклона туловища вперед не превышает 10-15° от вертикали. Нежелательны наклоны назад и в сторону.

Важная особенность работа хирурга в операционной — вынужденность рабочей позы.

Примерно 37,6 %времени туловище хирурга наклонено вперед под углом около 45° 26,9%) с дополнительным поворотом туловища, 26,2%> туловище занимает вертикальное положение.

Вынужденность позы оперирующего хирурга вызывает длительное статическое напряжение, сопровождающееся тоническим и титаническим сокращением мышц.

Оперативные вмешательства в офтальмологии, ЛОР, нейрохирургии нередко выполняются в рабочей позе сидя. И при этом наблюдается наклон туловища вперед, руки постоянно находятся на весу и выносятся вперед еще в большей степени, чем при работе стоя.

При выполнении работ в вынужденных нефизиологических позах утомление наступает быстрее, значительно повышается энерготраты организма (III- IV группа по тяжести труда).

Длительная статическая нагрузка ведет к перераспределению крови: в области голеней и стоп кровяное давление повышается почти в 2 раза, в области бедер на 50% (по сравнению с горизонтальным положением). Этим отчасти объясняются головные боли, головокружение, полуобморочные состояния.

Поднятая вверх диафрагма, уменьшение экскурсии грудной клетки создают условия для гипоксии, что в итоге может привести к нарушению питания миокарда. Частота сердечных сокращений в период операции составляет в среднем 100 в минуту, достигая в отдельных случаях 130.

Микроклимат рабочих помещений должен обеспечивать нормальный уровень теплообмена организма работающих с окружающей средой, комфортные теплоощущения, повышать тепловую устойчивость организма. В то же время в летний период при отсутствии искусственной вентиляции температура воздуха в операционных блоках достигает 26-28° С, в операционных с кондиционированием 24° С. Положение усугубляется и очень незначительной скоростью движения воздуха в операционных (0,05 м/сек).

Если к этому прибавить лучистое тепло от мощных источников света и влияние одежды хирурга: шапочка, перчатки, маска, рукава халата перекрывают те зоны, которые обычно принимают активное участие в увеличении потерь тепла конвенцией при гипертермии становится попятным, почему более 80% хирургов жалуются на «нагревающий» микроклимат и повышение влагопотерь, достигающих 700 мл за операцию.

К чистоте воздуха в операционных блоках предъявляются особые требования, между тем, содержание паров эфира, спирта, йода, а также С02в воздухе операционных могут превышать ПДК в несколько раз даже в больницах, выстроенных по новым типовым проектам. Наиболее неблагоприятное состояние воздушной среды создается непосредственно в зоне дыхания хирурга, которая представляет собой пространство, как бы замкнутое со всех сторон участниками операции, а сверху бестеневой лампой.

С гигиенических позиций наибольший интерес представляют пары анестетиков. При масочном способе ингаляционного наркоза с полуоткрытым и полузакрытым контуром, часть введенных в организм больного веществ выделяется в атмосферу операционной.

Продолжительное пребывание членов хирургической бригады в подобной воздушной среде обусловливает высокое содержание анестетиков в их крови. Например, концентрация эфира в крови анестезиологов во время операции достигает 3,55-8,5 мг/л, что всего в 1,5-3 раза ниже, чем у оперируемых в начальных стадиях наркоза.

Из наиболее часто встречающихся веществ в операционных наблюдаются пары эфира, закиси азота, фторэтана, циклопропана, трихлорэтилена. Уровни содержания этих г азов в зоне дыхания членов операционной бригады довольно высоки.

Особый характер профессиональная деятельность врача хирургического профиля приобретает при использовании метода гипербарической оксигенации (ГБО): избыточное давление, неблагоприятный микроклимат, изолированность и ограниченность пространства обитания. Причем одним из ведущих компонентов является азот, который при повышенном давлении становится биологически активным и может вызвать патологические состояния.

Микроклимат барокамер при исходной Т в барокамере 20° С, при компрессии она повышается до 27-33° С. На протяжении сеанса она может колебаться от 22 до 26° С, относительная влажность повышается до 57-71% и удерживается до конца сеанса на уровне 60-80%. К этому следует добавить и низкие скорости движения воздуха.

Содержание С02нарастает до 0,5%. Дискомфортные климатические условия у персонала возникают в барокамере при Т 22° С, даже при 12-ти кратном воздухообмене.

Особое место в организации безопасности персонала занимают’ периоды компрессий и декомпрессий. Значительная часть персонала испытывают’ те или иные неприятные ощущения (боли в синусах, в ушах). Несмотря на многолетний опыт применения ГЪО еще не обоснованы противопоказания к работе для профотбора. Профотбор осуществляется в свете рекомендаций, разработанных для водолазных и кессонных работ. Только 20% лиц из числа высококвалифицированных специалистов могут быть допущены к работам под давлением. Имеются настораживающие факты, говорящие о необходимости 01раничения работы женщин в барокамерах. К перечисленным выше факторам, встречающимся в работе врачей хирургического профиля следует добавить значительный уровень шума от аппаратуры (АПК, аппарат искусственного дыхания, отсосы жидкостей и т.д.) и высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

К врачам хирургического профиля относятся и акушеры-гинекологи.

Специфика работы акушера-гинеколога заключается в постоянной готовности к возникающим сложным ситуациям, которые вызывают высокое нервно- эмоциональное напряжение, требуют обостренного внимания, точной и тонкой координации сенсорных и моторных функций. По выполняемой нагрузке акушеров-гинекологов условно можно разделить на 2 группы:

Врачи, занятые в течение дня работой в палатах (новорожденных, гинекологических больных, исследование больных, родильниц и т.д.). Эта группа по условиям труда ближе к врачам терапевтического профиля.

Основная деятельность врачей включает’ оперативные вмешательства и ведение родов. Здесь 3 подгруппы:

У акушеров-гинекологов с операционной нагрузкой до 8 часов в неделю отмечены незначительные ухудшения состояния возбудительно-тормозных процессов и памяти к концу недели, что говорит о напряжении функциональных систем. При оперативных нагрузках 12 и более 12 часов в неделю (3 группа) отмечены неблагоприятные изменения всех показателей ВИД.

Ведущую роль в развитии утомления играет не форма оперативной деятельности, а ее длительность. В связи с этим рекомендации по оптимизации работы и направлены на ограничение нагрузки врача.

Оперативная нагрузка должна быть не более 10 часов в неделю.

После операций длительностью более 2 часов необходимо освобождать врача от последующих операций.

Ограничить число абортов, выполняемых 1 оператором до 5-6 и проводить их в первую половину дня. Иначе теряется тактильная чувствительность, возрастает опасность перфорации (70% всехперфораций происходит после 5-6 абразий).

Отличная статья 0

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)

(с изменениями от 26 мая 2009 г.)

Комментарий Гаранта.

См. Справку об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)

Решением Верховного Суда РФ от 2 марта 2009 г. N ГКПИ 09-51 настоящий Список в части не включения медицинского учреждения в виде санатория-профилактория общего (многопрофильного) типа признан не противоречащим действующему законодательству

┌────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

│ Наименование должностей │ Наименование учреждений │

├────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

│ │ │

│ │ │

│ │1. Больницы всех наименований │

│ │ │

│Врачи — специалисты всех│2. Психиатрическая больница│

│наименований (кроме│ (стационар) специализированного│

│врачей-статистиков), в том числе│типа, в том числе с интенсивным│

│врачи-руководители учреждений (их│наблюдением │

│структурных подразделений), │ │

│ │ │

│осуществляющие врачебную│3. Республиканское объединение по│

│деятельность │реабилитации и восстановительному│

│ │лечению детей-инвалидов │

│Средний медицинский персонал*: │ │

│главная медицинская сестра; │ │

│заведующий: │ │

│ │ │

│фельдшерско-акушерским пунктом-│4. Медико-санитарная часть │

│акушерка (фельдшер, медицинская │ │

│сестра), │5. Центральная медико-санитарная│

│фельдшерским здравпунктом — фельдшер│часть │

│ (медицинская сестра), медицинским│ │

│пунктом — медицинская сестра│6. Госпитали всех наименований │

│ (фельдшер); │ │

│ │ │

│фельдшер; │7. Дом сестринского ухода │

│фельдшер-лаборант; │ │

│ │ │

│старший фельдшер; │8. Центры, осуществляющие лечебную│

│акушерка; │и иную деятельность по охране│

│старшая акушерка; │здоровья населения: │

│зубной врач; │федеральных органов│

│медицинская сестра; │государственной власти и органов│

│медицинская сестра участковая; │государственной власти субъектов│

│медицинская сестра палатная│Российской Федерации (независимо│

│ (постовая); │от наименований); │

│медицинская сестра приемного│медицинской и социальной│

│отделения (приемного покоя); │реабилитации с отделением│

│операционная медицинская сестра; │постоянного проживания для│

│медицинская сестра процедурной; │подростков и взрослых инвалидов с│

│медицинская сестра перевязочной; │тяжелыми формами детского│

│медицинская сестра по массажу; │церебрального паралича,│

│медицинская сестра по физиотерапии; │самостоятельно не передвигающихся│

│медицинская сестра-анестезист; │и себя не обслуживающих; │

│медицинская сестра врача общей│консультативно-диагностический │

│практики; │ (вида Вооруженных Сил Российской│

│патронажная медицинская сестра; │Федерации, военного округа,│

│медицинская сестра кабинета; │флота); │

│медицинская сестра стерилизационной;│лечебно-диагностический │

│старшая медицинская сестра; │ (Генерального штаба, вида│

│старшая операционная медицинская│Вооруженных Сил Российской│

│сестра; │Федерации, военного округа,│

│медицинский технолог; │флота); │

│медицинский лабораторный техник; │восстановительной терапии для│

│ │воинов-интернационалистов; │

│ │ │

│рентгенолаборант; │гериатрический; │

│лаборант; │диабетологический; │

│помощник врача-эпидемиолога; │наркологический реабилитационный; │

│помощник врача-паразитолога; │реабилитации Медицинского центра│

│помощник энтомолога; │Управления делами Президента│

│помощник санитарного врача (врача по│Российской Федерации; │

│гигиене детей и подростков, врача по│профессиональной патологии; │

│гигиене питания, врача по гигиене│медицинской профилактики; │

│труда, врача по коммунальной│мануальной терапии; │

│гигиене); │медицины катастроф (федеральный,│

│инструктор-дезинфектор; │региональный, территориальный); │

│медицинский дезинфектор │восстановительного лечения для│

│ │детей; │

│ │диагностический; │

│ │консультативно-диагностический для│

│ │детей; │

│ │лечебной физкультуры и спортивной│

│ │медицины; │

│ │патологии речи и│

│ │нейрореабилитации; │

│ │реабилитационный для подростков и│

│ │взрослых инвалидов с последствиями│

│ │детского церебрального паралича; │

│ │перинатальный; │

│ │планирования семьи и репродукции; │

│ │по профилактике и борьбе со СПИДом│

│ │и инфекционными заболеваниями; │

│ │государственного │

│ │санитарно-эпидемиологического │

│ │надзора (независимо от│

│ │территориальной и ведомственной│

│ │принадлежности, Медицинского│

│ │центра Управления делами│

│ │Президента Российской Федерации); │

│ │федеральный; │

│ │Федерального управления│

│ │медико-биологических и│

│ │экстремальных проблем при│

│ │Минздраве России; │

│ │вида Вооруженных Сил Российской│

│ │Федерации, военного округа, флота;│

│ │Клинический центр Московской│

│ │медицинской академии имени│

│ │И.М.Сеченова │

│ │ │

│ │9. Поликлиники всех наименований │

│ │ │

│ │10. Амбулатория │

│ │ │

│ │11. Линейная амбулатория на│

│ │железнодорожном транспорте │

│ │ │

│ │12. Косметологическая лечебница │

│ │ │

│ │13. Фельдшерско-акушерский пункт │

│ │ │

│ │14. Хоспис │

│ │ │

│ │15. Диспансеры: │

│ │врачебно-физкультурный; │

│ │кардиологический; │

│ │кожно-венерологический; │

│ │наркологический; │

│ │онкологический; │

│ │противотуберкулезный; │

│ │психоневрологический; │

│ │офтальмологический; │

│ │эндокринологический; │

│ │трахоматозный; │

│ │врачебно-спортивный │

│ │ │

│ │16. Станции: │

│ │скорой медицинской помощи; │

│ │скорой и неотложной медицинской│

│ │помощи; │

│ │переливания крови │

│ │ │

│ │17. Дом ребенка │

│ │ │

│ │18. Дом ребенка специализированный│

│ │ │

│ │19. Женская консультация │

│ │ │

│ │20. Родильный дом │

│ │ │

│ │21. Санатории (курорты), в том│

│ │числе детские: │

│ │для лечения туберкулеза всех форм;│

│ │для больных с последствиями│

│ │полиомиелита; │

│ │для гематологических больных; │

│ │для лечения больных с нарушениями│

│ │опорно-двигательного аппарата; │

│ │для больных ревматизмом; │

│ │психоневрологические │

│ │ │

│ │22. Бюро: │

│ │патолого-анатомическое (институт);│

│ │судебно-медицинской экспертизы │

│ │ │

│ │23. Лепрозорий │

│ │ │

│ │24. Дезинфекционная станция │

│ │ │

│ │25. Противочумный центр (станция) │

│ │ │

│ │26. Лаборатории: │

│ │авиационной медицины; │

│ │патолого-анатомическая (военного│

│ │округа, флота); │

│ │судебно-медицинская (военного│

│ │округа, флота, армии, флотилии); │

│ │центральная медицинская (вида│

│ │Вооруженных Сил Российской│

│ │Федерации); │

│ │центральная │

│ │медико-криминалистической │

│ │идентификации (Минобороны России);│

│ │центральная патолого-анатомическая│

│ │ (Минобороны России); │

│ │центральная судебно-медицинская│

│ │ (Минобороны России, вида│

│ │Вооруженных Сил Российской│

│ │Федерации) │

│ │ │

│ │27. Отряды: │

│ │медицинский специального│

│ │назначения (военного округа,│

│ │флота); │

│ │отдельный противочумный (военного│

│ │округа); │

│ │санитарно-эпидемиологический (вида│

│ │Вооруженных Сил Российской│

│ │Федерации, военного округа, флота,│

│ │флотилии); │

│ │санитарно-эпидемиологический │

│ │специального назначения (военного│

│ │округа); │

│ │центральный │

│ │санитарно-эпидемиологический │

│ │ (Воздушно-десантных войск) │

│ │ │

│ │28. Лазареты: │

│ │военный (военного округа, флота,│

│ │флотилии); │

│ │военно-морской (военного округа,│

│ │флота, флотилии) │

│ │ │

│ │29. Отдельный медицинский батальон│

│ │ │

│ │30. Медицинская рота │

│ │ │

│ │31. Учреждения социального│

│ │обслуживания: │

│ │социальный приют для детей и│

│ │подростков; │

│ │реабилитационный центр для детей и│

│ │подростков с ограниченными│

│ │возможностями; │

│ │социально-реабилитационный центр│

│ │для несовершеннолетних; │

│ │дом-интернат для престарелых и│

│ │инвалидов; │

│ │специальный дом-интернат для│

│ │престарелых и инвалидов; │

│ │психоневрологический интернат; │

│ │детский дом-интернат для умственно│

│ │отсталых детей; │

│ │дом-интернат для детей с│

│ │физическими недостатками; │

│ │дом милосердия; │

│ │геронтологический │

│ │ (геронтопсихиатрический, │

│ │гериатрический) центр; │

│ │реабилитационный центр для лиц с│

│ │умственной отсталостью; │

│ │ │

│ │дом ночного пребывания, социальный│

│ │приют, социальная гостиница, центр│

│ │социальной адаптации для лиц без│

│ │определенного места жительства и│

│ │занятий │

└────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)

(с изменениями от 26 мая 2009 г.)

1. Настоящие Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

2. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения (далее именуется — стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2872).

3. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется — список).

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

4. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры — независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

5. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется — перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

6. В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

7. Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27

Федерального закона

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев

Комментарий Гаранта.

См. Справку об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)

┌────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

│ Наименование структурных │ Наименование должностей │

│ подразделений │ │

├────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

│ │ │

│ │ │

│1. Отделения хирургического профиля│1. Оперирующие врачи-специалисты│

│стационаров учреждений,│всех наименований, в том числе│

│предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12,│оперирующие врачи-заведующие;│

│15, 20, 21, 27-30 списка:│операционные медицинские сестры,│

│акушерское, акушерское│включая старших; акушерки, включая│

│физиологическое; │старших; │

│акушерское обсервационное;│медицинские сестры перевязочных в│

│акушерское патологии беременности;│отделениях гнойной хирургии,│

│гинекологическое; гнойной хирургии;│ожоговом, ортопедическом,│

│кардиохирургическое; │травматологическом, │

│колопроктологическое; │травматолого-ортопедическом, │

│микрохирургическое; │туберкулезном для больных│

│нейрохирургическое (в том числе │костно-суставным туберкулезом │

│спинно-мозговой травмы);│ │

│операционное, операционный блок│ │

│ (оперблок); ожоговое;│ │

│онкологическое; ортопедическое;│ │

│отоларингологическое; │ │

│офтальмологическое; портальной│ │

│гипертензии; реконструктивной и│ │

│пластической хирургии;│ │

│рентгенохирургических методов│ │

│диагностики и лечения; родовое │ │

│ (родильное); сосудистой хирургии;│ │

│травматологическое (в том числе│ │

│травмы кисти);│ │

│травматолого-ортопедическое; │ │

│туберкулезное для больных│ │

│костно-суставным туберкулезом;│ │

│туберкулезное для больных│ │

│урогенитальным туберкулезом;│ │

│туберкулезное легочно-хирургическое;│ │

│урологическое (в том числе по│ │

│пересадке почки); хирургическое (в│ │

│том числе по пересадке органов); │ │

│хирургического лечения сложных│ │

│нарушений ритма сердца и│ │

│электрокардиостимуляции; │ │

│хирургическое торакальное;│ │

│челюстно-лицевой хирургии│ │

│ (стоматологическое); │ │

│эндоскопическое; кабинет│ │

│рентгенохирургических методов│ │

│диагностики и лечения │ │

│ │ │

│2. Отделения (группы, палаты,│2. Врачи-анестезиологи-реанимато-│

│выездные бригады скорой медицинской│логи │

│помощи) анестезиологии-реанимации, а│ (врачи-анестезиологи-реаниматоры),│

│также реанимации и интенсивной│в том числе заведующие;│

│терапии учреждений, предусмотренных│медицинские сестры палатные, в том│

│в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20,│числе старшие; медицинские сестры-│

│21, 27-30 списка │анестезисты │

│ │ │

│3. Патолого-анатомические отделения│3. Врачи-патологоанатомы, в том│

│учреждений, предусмотренных в│числе врачи-заведующие, и средний│

│пунктах 1-6, 14, 20 списка,│медицинский персонал, проводящие│

│Клинического центра Московской│патолого-анатомические вскрытия│

│медицинской академии имени│трупов, гистологические│

│И.М.Сеченова; отделения (в том числе│исследования трупного материала,│

│общей, детской и инфекционной│органов и тканей, удаленных при│

│патологии) патолого-анатомических│операциях и биопсиях, обработку│

│бюро (института) │трупного, операционного и│

│ │биопсийного материала │

│ │ │

│4. Отделы (отделения) всех│4. Врачи — судебно-медицинские│

│наименований бюро│эксперты, в том числе│

│судебно-медицинской экспертизы,│врачи-заведующие, и средний│

│центральной судебно-медицинской│медицинский персонал, проводящие│

│лаборатории, центральной лаборатории│судебно-медицинские вскрытия,│

│медико-криминалистической │исследования трупов и трупного│

│идентификации, судебно-медицинской│материала, обработку трупного│

│лаборатории, предназначенные для│материала │

│судебно-гистологического и│ │

│судебно-медицинского исследования│ │

│трупов │ │

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *