Правовое регулирование использования спецсчетов при осуществлении государственные закупок

Введение банковских специальных счетов является одним из самых главных новшеств, произошедших за последнее время, для участников государственных закупок.

Использование спецсчетов по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) установлено с 01.07.2018. В настоящее время переводить обеспечение заявки на участие в торгах необходимо не на счет электронной торговой площадки (далее – ЭТП) или заказчика, а на свой спецсчет в определенном банке. Далее, по заявке ЭТП банк блокирует сумму обеспечения, а после определения победителя разблокирует ее. При этом на остаток средств на спецсчете будут начислены проценты, а за его обслуживание может быть взята комиссия.

Спецсчета используются в следующих случаях:

• В рамках государственных закупок согласно Закону № 44-ФЗ всеми поставщиками при участии в электронных конкурентных закупках. К таким закупкам следует относить открытый конкурс, двухэтапный конкурс, электронный аукцион и конкурс с ограниченным участием;

Зачисленные денежные средства необходимы для обеспечения самих заявок, а не контрактов. По сути, специальный счет для закупок согласно Закону № 44-ФЗ используется всегда в случае, если речь идет об электронном формате проведения.

Для участия в закупках с суммой контракта до 1 миллиона руб. обеспечение не требуется на основании Постановления Правительства РФ № 439 от 12 апреля 2018 г. Следовательно, и специальные счета для обеспечения заявок участникам таких торгов не нужны.

• В рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) поставщиками, которые относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, в случае участия в электронных конкурентных закупках.

Актом Правительства России установлен перечень банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур. Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 № 1451-р. В случае наличия у участника закупки банковского счета в банке, включенном в указанный выше перечень, участник закупки и банк вправе заключить дополнительное соглашение об использовании такого банковского счета в качестве специального счета.

Важно отметить, что на государственные и муниципальные учреждения требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не распространяется. Указанное правило введено Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно Письму Казначейства России от 17.05.2019 № 07-04-05/03-9853 бюджетным учреждениям необходимо закрывать ранее открытые в кредитных организациях специальные счета. При незакрытии таких счетов, операции по ним подлежат приостановлению на основании представлений о приостановлении операций, направляемых территориальными органами Федерального казначейства1.

Принципы работы спецсчета

Спецсчет имеет цель обеспечения заявок в электронных торгах. Этапы применения спецсчета на практике выглядят следующим образом:

• участник торгов открывает специальный расчетный счет в банке и вносит на него денежные средства для обеспечения заявки;

• оператор ЭТП, на которой проводятся торги, делает в банк запрос о блокировке определенной суммы денег на спецсчете участника закупок;

• банк блокирует денежные средства без согласия владельца и оповещает его об этом;

• после окончания торгов средства на счете банк разблокирует в течение 1 дня после получения информации от ЭТП.

На специальном счете участника закупки должно находиться достаточно средств на момент принятия всех заявок. Необходимо помнить о том, что денежный перевод может идти достаточно долго, поэтому внести необходимую сумму лучше внести заранее.

Пока заказчик будет принимать решение в пользу одного из участников, средства на их спецсчетах будут заблокированы.

Отмена блокировки возможна в случае, если:

• заявку конкретного участника отклонили по каким-либо причинам (из-за несоответствия условиям, например);

• участник не был допущен к участию в закупках или его отстранили от торгов;

• участник никаких предложений по ходу торгов не сделал.

В этих случаях средства станут доступны для снятия или участия в других торгах в течение суток.

Необходимая сумма списывается со специального счета. Она не взимается только в случае, если первый победитель от исполнения контракта отказался. Тогда деньги списываются с него вне зависимости от отказа.

Условия для открытия спецсчета

Любой участник закупок имеет право открыть специальный счет. Сделать он это может только в одном из банков, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 г. Другие банковские учреждения оформлять спецсчета участникам торгов не имеют права. Для открытия спецсчета необходимо соблюдение нескольких условий:

• подачи полного пакета необходимых документов;

• наличия аккредитации на одной из электронных площадок, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р от 12 июля 2018 г. (в их число входит 8 обычных и 1 закрытая специализированная ЭТП);

• внесения достаточной суммы средств для открытия счета (если такая плата взимается банком за оформление).

Перечень документов для открытия счета во всех банках примерно одинаковый. Он выглядит так же, как и при открытии обычного расчетного счета:

• заявление;

• договор;

• удостоверяющие документы;

• регистрационные документы (свидетельства ИНН, ОГРНИП, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);

• разрешительные документы на ведение деятельности в случае, если они нужны (лицензии, патенты).

Режим использования спецсчета по закупкам по гособоронзаказу

Спецсчет по гособоронзаказу представляет собой особый расчетный счет, который открывает в уполномоченном банке головной исполнитель, заключивший контракт с Министерством обороны Российской Федерации, то есть для исполнения гособоронзаказа (Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ).

Исполнитель гособоронзаказа не имеет права расходовать денежные средства, находящиеся на спецсчете по своему усмотрению. Существуют определенные достаточно строгие ограничения:

• Для спецсчетов запрещены операции по кредитам и займам, кроме сумм, которые перечислены в сделке по гособоронзаказу.

• Нельзя выдавать деньги физическим лицам, за исключением выплаты работникам компенсаций и зарплаты с одновременной оплатой необходимых налогов и сборов.

• Со средств, которые хранятся на спецсчете по гособоронзаказу, нельзя проводить следующие операции: осуществлять благотворительность; формировать уставной капитал сторонней организации; приобретать иностранную валюту, ценные бумаги и драгметаллы; исполнять договор об уступке права требования; осуществлять переводы на другие расчетные счета, даже в уполномоченных банках.

• Запрещено размещать денежные средства на депозитах, если проценты и сумма депозита не будут возвращены на этот же спецсчет, или использовать эти денежные средства, чтобы внести обеспечение исполнения контракта.

•Списание в пользу исполнительных документов возможно: для возмещения вреда жизни и здоровью; чтобы выплатить выходные пособия или зарплату; при взысканиях в доход РФ.

Средства списываются при указании в распоряжении номера идентификатора государственного контракта и только на спецсчет для гособоронзаказа. Однако, существуют некоторые исключения: Исполнитель может осуществлять со спецсчета бюджетные платежи (налоги, страховые взносы, таможенные и иные сборы), проводить оплату товаров и услуг, цены на которые регулирует государство, осуществлять иные траты, не превышающие 3 млн. руб. в месяц. Ст. 76 НК РФ позволяет останавливать операции по такому расчетному счету для взыскания налогов, пени или штрафов.

Закрытие спецсчета

Закрытие спецсчета также обладает определенными особенностями. Спецсчет закрывается только после того как уполномоченный банк получает от заказчика уведомление об исполнении контракта по гособоронзаказу.

Мониторинг расчетов по гособоронзаказу производит уполномоченный банк в отношении счетов, которые у него открыты. При переводе денег со счета на счет он контролирует: наличие в распоряжении на перевод денежных средств идентификатора государственного контракта, правильность его заполнения; соответствие назначения, указанного в платежном документе, содержанию документов, являющихся основанием для осуществления платежа; соблюдение специального режима, которым отличается отдельный счет.

Указанием Банка России от 22 ноября 2016 г. № 4210-У «Об особенностях мониторинга расчетов по государственному оборонному заказу» установлены особенности мониторинга расчетов в разных случаях перевода денежных средств. Например, при выплате заработной платы наличными или переводе денег на счета, открытые у него, банк контролирует предоставление ему платежной ведомости, на основании которой производятся расчеты. В случае, если зарплатные карты работников выданы иной кредитной организацией, помимо расчетной ведомости следует предоставить и договор о зарплатном проекте. При осуществлении платежа в пользу иностранного исполнителя контролю подлежит: нахождение сведений о таком исполнителе в соответствующем перечне; наличие заключенного с ним контракта; соответствие осуществляемого платежа суммам, приписанным в таком контракте.

П.п. 2 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ устанавливает обязанность уполномоченной кредитной организации по внесению сведений: о каждом открытии отдельного счета; о его закрытии или изменении реквизитов; об участниках расчетов, произведенных в рамках оборонзаказа; о произведенных перечислениях, в том числе о документах, ставших основанием для проведения расчетов; в единую информационную систему государственного оборонного заказа (ЕИСГОЗ). Указанная выше информация должна быть передана в течение 1-го рабочего дня с момента совершения действия. Порядок предоставления сведений установлен указанием Банка России от 15 июля 2015 г. № 3733-У «О порядке представления уполномоченным банком сведений в единую информационную систему государственного оборонного заказа». Таким образом, открытие и закрытие спецсчетов находится под контролем, и незаметно это сделать не получится.

Например, Верховный Суд Росси отказал обществу-банкроту в иске о расторжении договоров банковского счета и закрытии специальных счетов, предназначенных для расчетов по гособоронзаказу.

Определение ВС РФ от 03.12.2018 № 303-ЭС18-10508

К отношениям по ведению таких счетов применяется Закон № 275-ФЗ, а не ГК РФ и Закон о банкротстве. Выводы судов об обратном ошибочны.

Кредиторы исполнителя гособоронзаказа, расчеты с которыми не относятся к операциям, допускаемым Законом № 275-ФЗ, не могут рассчитывать на удовлетворение их требований за счет средств, выделенных на такой заказ. Причем обособление этих средств сохраняется и при банкротстве их получателя.

В ходе конкурсного производства названные спецсчета нельзя закрыть автоматически. Оставшиеся на них средства расходуются для удовлетворения требований только тех кредиторов, исполнение обязательств перед которыми не нарушает установленные Законом ограничения.

Если же денежных средств на спецсчетах недостаточно для удовлетворения всех разрешенных Законом № 275-ФЗ требований, то они погашаются с учетом очередности, предусмотренной Законом о банкротстве.

Поскольку в рассматриваемом случае спорные договоры банковского счета заключены обществом в соответствии с Законом 275-ФЗ, у судов не имелось оснований для удовлетворения иска конкурсного управляющего. В ходе конкурсного производства отдельные счета не подлежат автоматическому закрытию. Расходование оставшихся на этих счетах денежных средств по-прежнему осуществляется в целях удовлетворения требований лишь тех кредиторов, исполнение обязательств перед которыми не нарушает ограничения, установленные ст. 8.3 и 8.4 Закона об оборонном заказе. При недостаточности денежных средств на особых счетах для удовлетворения всех разрешенных Законом об оборонном заказе требований их погашение производится конкурсным управляющим с учетом очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве2.

Статьями 8.3, 8.4. Закона № 275-ФЗ закреплен режим использования отдельного счета, предусматривающего запрет исполнения исполнительных документов, за исключением исполнительных документов, предусматривающих:

• перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

• перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда;

• взыскание денежных средств в доход Российской Федерации.

Список закрытый и расширительному толкованию не подлежит.

На первый взгляд, кажется, что Закон № 275-ФЗ ограничивает исполнение листов, а арест только обеспечивает будущее исполнение, соответственно, такое действие пристава-исполнителя является законным и не ограничивается Законом № 275-ФЗ. Ведь позднее ограничения будут сняты, прибыль на счете останется и будет возможно исполнить лист. Тем не менее, арест счета блокирует движение всех денежных средств по счету.

В одном из постановлений Арбитражного суда Московского округа суд косвенно высказался о том, что ограничения использования отдельного счета будут сняты после полного исполнения оборонного заказа, и только тогда у службы судебных приставов будет возможность наложить арест на такой счет3.

Из сказанного следует вывод, что обращение взыскания денежных средств, находящихся на отдельном счете, арест счета в пользу кредитора – организации до снятия ограничений режима использования отдельного счета противоречит п. 9 ст. 8.4. Закона № 275-ФЗ.

Следует отметить, что ФАС России является уполномоченным государственным органом на обращение в суд при нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа.

Так, в одном из дел суд удовлетворил заявление ФАС России и взыскал в доход федерального бюджета сумму причиненного Российской Федерации ущерба в результате нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа с предприятия – Исполнителя. Как следует из судебного дела Рособоронзаказ провел проверку Исполнителя, в ходе которой установил, что Исполнитель часть средств на выполнение гособоронзаказа получил неправомерно, по следующим причинам:

• Исполнителем в себестоимость работ были включены необоснованные и документально не подтвержденные затраты.

• Исполнителем была завышена трудоемкость и средняя заработная плата при определении затрат по статье «Затраты на оплату труда работников занятых в создании научно-технической продукции».

• Исполнителем не соблюдалась пропорция при отнесении расходов на статью «Накладные расходы».

На основании проведенной проверки Рособоронзаказ выдал Исполнителю гособоронзаказа Предписание «О возврате денежных средств», которое Исполнитель попытался обжаловать в вышестоящих инстанциях.

Затем в дело вмешалась ФАС России, известив Исполнителя о необходимости представления документального подтверждения выполнения предписания Рособоронзаказа, а также о намерении уже ФАС России обратиться в суд.

Исполнитель ответил о несогласии с предписанием и указал, что ФАС России не обладает полномочиями для обращения в Арбитражный суд с иском о взыскании ущерба причиненному Российской Федерации вследствие нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа, так как иски по государственному контракту должны предъявляться Заказчиком.

Так как источником неправомерно полученных денежных средств явились бюджетные ассигнования из федерального бюджета, то Российской Федерации, был причинен ущерб и именно ФАС РФ является уполномоченным государственным органом на обращение в суд.

Суд установил, что обстоятельство, что тот факт, что ФАС России не является стороной контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа, не означает об отсутствие у ФАС России права на обращение с иском в суд, поскольку в указанном случае государственный орган обеспечивает защиту публичных интересов Российской Федерации в порядке, установленным Законом о государственном оборонном заказе4.

Таким образом, следует сказать, что применение спецсчета при осуществлении госзакупок является необходимостью, особенно при осуществлении гособоронзаказа.

Специальный счет представляет собой целевой расчетный счет, открываемый и обслуживаемый банками на основании требований и положений, установленных законом.

Целью установления спецсчетов является обеспечение прозрачности и защиты взаимных расчетов между сторонами сделки, защита информации, контроль над целевым использованием бюджетных средств. Исполнитель, как уже говорилось выше, может открыть его заранее в одном из уполномоченных банков.

Ситуация 4. Перечисляем аванс сотрудникам со спецсчета

Режим использования отдельного счета подразумевает обязанность предоставления Организацией в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для составления распоряжений на перечисление сумм ЗП на счета сотрудников, а также распоряжения на уплату соответствующих налогов, в частности НДФЛ в качестве налогового агента. Обязана ли Организация выполнять данные требования при перечислении аванса сотрудникам (ЗП за первую часть месяца)?

В соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает совершение разрешенных операций в соответствии с п. 2, 3, 9 и 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ.

При этом согласно пп. «а» п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ по отдельному счету не допускается, в частности, совершение операций в виде перечисления (выдачи) денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

📌 Реклама Отключить

В соответствии с п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ уполномоченный банк в частности вправе: запрашивать у головного исполнителя, исполнителя документы и сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пп.1 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ); осуществлять контроль распоряжений в порядке, установленном ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ (пп.4 п. 1 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует: в частности, соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения (пп. 3 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ), а также соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Законом № 275-ФЗ (пп. 4 п. 1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

При этом, при перечислении ЗП, в том числе и за первую половину месяца (аванса) Организация-Исполнитель должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств (Письмо Банка России от 02.12.2015 N 12-1-5/2822, от 14.12.2016 № 12-1-5/2793).

При этом следует добавить, что п. 3 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ регулирует порядок перечисления (выдачи) денежных средств с отдельного счета физическим лицам и не может регулировать порядок перечисления, в частности, налога на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948). Российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обозначенные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (п. 3 ст.226 НК РФ). 📌 Реклама Отключить

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, в данном случае относительно выплаты ЗП- на последний день месяца (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, п. 3 ст. 226 НК РФ).

Поэтому, учитывая вышеизложенное, налоговый агент в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, производит исчисление НДФЛ и не как не может этого сделать ранее.

В этой связи до истечения месяца невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет, при выплате заработной платы за первую половину месяца (Письмо Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-09/18948).

Таким образом, Организация Исполнитель при выплате ЗП за первую половину месяца должна предоставить в уполномоченный банк расчетно-платежные ведомости (иной формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, установленной законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете), на основании которой исполнителем составлено распоряжение о переводе денежных средств.

📌 Реклама Отключить Однако, при этом одновременно с распоряжением на аванс Организация не должна предоставлять распоряжения на уплату НДФЛ в качестве налогового агента, поскольку до истечения месяца, невозможно определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить налог, подлежащий удержанию и перечислению в бюджет.

Ситуация 1. В каком банке открывать?

В соответствии с пп. 6 п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 8 Закон № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители определяют в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем.

При этом до заключения контракта исполнители, входящие в кооперацию головного исполнителя, должны быть уведомлены о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении (пп.3 п. 1 и пп.3 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнители по государственному оборонному заказу используют для расчетов по контракту только отдельные счета, открытые исполнителями, с которыми заключены контракты, в уполномоченном банке (пп.7 п. 1 и пп. 7 п.2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая вышеизложенные нормы Закона № 275-ФЗ Организация-субподрядчик, которая включена в кооперацию головного исполнителя по выполнению гособорнзаказа обязана заключить договор о банковском сопровождении и открытии спецсчета в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем. Поэтому она, не вправе открыть спецсчет в ином банке, кроме того, который указан в контракте с исполнителем и его уведомлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *