Работа по совместительству руководителя ООО

Российское трудовое законодательство не запрещает гражданину иметь более одного места работы. Наёмный работник в свободное время может иметь дополнительный заработок как в организации, где он оформлен на основную работу, так и у другого работодателя. Получать разрешение на это законодательство не обязывает. Но для руководителя предприятия работа по совместительству имеет свои ограничения и особенности. Совместительство для руководителей предприятий регулируется законодательством в отдельной статье Трудового кодекса РФ.

Может ли директор работать по совместительству: условия и ограничения

Для того чтобы понять, как совмещается статус директора или генерального директора со статусом лица, работающего по совместительству, нужно рассмотреть все возможные варианты:

  • директор предприятия, которым он руководит, занимает там же ещё одну должность (внутреннее совместительство);
  • директор предприятия принимает решение о дополнительной работе по совместительству на другом предприятии в должности, не относящейся к топ-менеджерам;
  • директор предприятия является директором ещё одного предприятия уже по совместительству.

Согласно Трудовому кодексу (глава 44 ТК РФ), гражданин РФ вправе работать по совместительству. Количество работодателей не ограничивается законодательством. В это число может входить и работодатель, у которого гражданин имеет основное место работы. Это особенно актуально для небольших, развивающихся компаний, в которых поначалу нередко директор берёт на себя выполнение обязанностей, к примеру, главного бухгалтера и менеджера по кадрам. Иногда руководители компаний работают по совместительству и в других организациях.

Внутреннее совместительство и совмещение

Директор компании может не только работать в своей компании по совместительству, но и выполнять дополнительную работу на условиях совмещения в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ.

Совместительство и совмещение — не одно и то же. С совмещением связана иная оплачиваемая деятельность наряду с основной работой. При этом трудовые функции должны выполняться в одной компании. Заключается дополнительное соглашение к действующему договору (это может быть приказ о совмещении сотрудником нескольких направлений трудовой деятельности). Работник продолжает выполнять основные и дополнительные обязанности. Важно, что при совмещении не предусмотрено выполнение работы в свободное от основной работы время. Совмещение как раз выполняется в течение установленной продолжительности рабочего дня.

Если знать отличия совместительства и совмещения, можно выбрать наиболее удобный вариант оформления на дополнительную работу

С одной стороны, практика совмещения чаще используется для оформления подработки рядовых работников. Однако по нашему мнению, для директора небольшой начинающей фирмы как раз совмещение является возможностью одновременно с руководством компанией выполнять и обязанности, например, бухгалтера, снабженца, кадровика. Это будет самым юридически грамотным вариантом, не обязывающим директора работать сверх основного рабочего времени, получая при этом реальную оплату из кассы предприятия за получение всех выполняемых им функций. Если этот директор не является собственником фирмы, такой вариант для него идеальный. Если же он собственник, его может остановить необходимость начисления налогов и социальных взносов на все доплаты по совмещению и привести к решению выполнять эти работы без доплаты на начальном этапе, когда каждый рубль на счету.

Внешнее совместительство

Особенности работы по внешнему совместительству для директора определяются статьёй 276 ТК РФ. Она предусматривает, что руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа своей компании, её собственника либо уполномоченного собственником лица (органа).

Как именно составлять такое разрешение, закон не определяет. Эксперты рекомендуют закреплять основные положения в уставном порядке или в тексте трудового договора. В уставе акционерного общества или ООО могут содержаться параграфы, регламентирующие формат занятости генерального директора на данном посту. Учредители имеют право принять решение о внесении в текст устава пункта о полном запрете совместительства для руководителя. Если будут зафиксированы нарушения, как правило, применяются дисциплинарные взыскания или увольнение по п.10 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.

В уставе, помимо строгих правил, могут содержаться исключения. К примеру, директор может сотрудничать с представительскими органами иных компаний в интересах прямого работодателя. Такая ситуация не редкость в практике управления дочерними и аффилированными структурами.

В решении данных вопросов немаловажную роль играет организационно-правовая форма предприятия. Общество с ограниченной ответственностью руководствуется статьёй 276 Трудового кодекса РФ, а также статьями Федерального закона №14-ФЗ, предписывающими порядок оформления договорённостей. Процедура получения разрешения на совместительство в акционерном обществе упрощена на основе статьи 69 Федерального закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах»: полномочия выдаются председателем совета директоров.

Важно: внешнее совместительство допустимо законодательством не для всех директоров предприятий. Установлены такие ограничения:

  1. Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
  2. Работа по совместительству запрещена руководителям государственных и муниципальных структур согласно Федеральному закону от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (ст.17) и Федеральному закону от 02.03.07 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (ст.14).
  3. Накладывается запрет на работу по совместительству топ-менеджеров унитарных предприятий, если это не связано с преподавательской, научной и творческой работой (п.2 ст.21 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ).
  4. Директор любого предприятия не имеет права быть сотрудником (в любой должности) частной охранной организации, с которой его предприятием заключён договор на оказание охранных услуг (ст.12 Федерального закона от 11.03.1992 г. №2487–1).

Если директор компании является её единственным участником, то, соответственно, никаких разрешений на совместительство ему получать не нужно (абз. 3 ст. 273 Трудового кодекса РФ). Применяется простой порядок оформления совместительства — трудовой договор и издание приказа.

Видео: единственный собственник — две точки зрения на трудовой договор

Процедура получения разрешения на работу директора по совместительству

Согласно ст. 276 ТК РФ директор не имеет права работать по совместительству у другого работодателя без разрешения основного работодателя. Поэтому прежде чем оформляться на работу по совместительству в какой бы то ни было должности, а тем более становиться руководителем другого предприятия, директор должен получить разрешение основного работодателя на такое совместительство.

Для получения разрешения директору предприятия в форме ООО следует подать заявление в совет директоров или единственному собственнику с просьбой разрешить выполнять по совместительству работу у другого работодателя. Такое заявление можно написать в произвольной форме. Поскольку директор направляет его своим основным работодателям, никакие дополнительные данные указывать не следует — только наименование организации, в которой директор будет работать по совместительству, и название должности. Пример такого заявления можно здесь.

На практике, как правило, подаче такого заявления предшествует негласная договорённость с учредителями ООО. Зачастую решение о том, чтобы директор возглавил по совместительству другое юридическое лицо, принимается именно ими. Ведь это чаще всего актуально для дочерних или аффилированных компаний общества, являющегося основным местом работы директора.

Если в ООО несколько участников (учредителей), то заявление рассматривают на внеочередном общем собрании собственников. Для того чтобы не нарушать ст. 276 ТК, в любом случае должен быть составлен протокол собрания учредителей ООО, который впоследствии должен быть сохранен в архиве, а копия — в личном деле директора.

Протоколом можно разрешить директору внешнее совмещение как на определённый срок, так и без его указания. В протоколе может быть указана ссылка на устав общества или иные внутренние нормативные акты общества, в которых регулируются возможные случаи предоставления такого разрешения. Это, как правило, связано с необходимостью сохранения коммерческой тайны, поскольку работа сотрудников в нескольких компаниях может нанести урон информационной безопасности. Поэтому разрешение даётся либо для компаний взаимозависимых, т. е. имеющих общие коммерческие интересы, либо для компании абсолютно не связанной по отраслевым и экономическим интересам с основным местом работы директора. В последнем случае просто нет возможности взаимовлияния двух обществ на рыночные результаты друг друга.

Пример протокола собрания участников ООО можно здесь.

Если в организации несколько учредителей, решения они принимают совместно и отражают их в протоколе

Если работодателем директора является не ООО, а акционерное общество — проводить собрание акционеров не требуется. Выдать разрешение на внешнее совмещение в АО уполномочен председатель совета директоров.

Оформление приёма директора на работу по совместительству

Основным законодательным документом, регламентирующим работу по совместительству, является ст. 44 ТК РФ.

Сам алгоритм приёма на работу:

  • работник пишет заявление и подаёт все необходимые документы;
  • составляются трудовое соглашение и должностная инструкция;
  • оба обозначенных выше документа обязательно подписываются в двустороннем порядке;
  • составляется приказ по форме №Т-1;
  • вносится отметка в личное дело.

Непосредственно сам порядок оформления генерального директора на работу является полностью стандартным. Но при этом необходимо помнить о некоторых нюансах данной процедуры. Для оформления на работу в ООО директора по совместительству необходимо решение собрания участников общества. Оно оформляется протоколом, заверенная копия которого должна храниться в личном деле директора. Пример такого протокола можно скачать .

Статьёй 278 ТК установлены дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации. Если он работает на условиях совместительства, его могут уволить по решению уполномоченного органа или собственника компании (уполномоченного лица). В таком случае при отсутствии виновных действий (бездействия) директора ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трёхкратного среднего месячного заработка.

Документы, необходимые для приёма на работу по совместительству директора

Документы для приёма на работу регламентируются в статье 65 ТК РФ, а при приёме на работу по совместительству — статьёй 283 ТК РФ. Их перечень включает:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС;
  • документы воинского учёта — для военнообязанных;
  • документ об образовании или квалификации (если требуется по условиям работы);

При приёме на работу к другому работодателю директор обязан предъявить документ, разрешающий ему работу по совместительству (протокол собрания участников ООО по основному месту работы или документ, подписанный председателем совета директоров АО). Трудовая книжка совместителя находится по основному месту работы.

Если человек получал разрешение на работу по совместительству, он подаёт это разрешение, завизированное руководством, по новому месту трудоустройства

Заключение трудового договора: порядок, особенности и образец

Для приёма директора одного общества на должность директора или на другую должность в другом обществе важно изучить принцип составления трудового соглашения с таким работником. Аналогичным образом обстоят дела с заместителем генерального директора, так как он подпадает под действие законодательных актов, предусмотренных для директора.

Генеральный директор или директор — должность, на который работник фактически будет являться единоличным исполнительным органом в конкретной организации. Состоящий на этой должности лицо будет иметь полномочия осуществлять определённого вида действия, принимать решения. В очень многих случаях директор является материально ответственным лицом.

Важно, что текст трудового договора с директором, особенно если он принят на условиях совместительства, должен быть тщательно проработан юристами компании и отражать не только общие права и обязанности руководителя предприятия, но и зачастую особенности бизнеса конкретной компании.

Особенности заключения трудового договора с руководителем организации регламентирует ст. 275 Трудового кодекса РФ, а правила составления договора с совместителем — ст. 282. Если в соответствии с ч. 2 статьи 59 ТК РФ заключается срочный трудовой договор, срок его действия определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

Стандартное трудовое соглашение с генеральным директором должно включать в себя следующие основные разделы:

  • предмет договора;
  • должностные обязанности директора;
  • права и ответственность сторон;
  • реквизиты сторон с подписями и печатью работодателя.

Должностные инструкции обычно формируются отдельным документом. В тексте договора обязательно должен быть пункт о том, что работа выполняется по совместительству.

В трудовом договоре обязательно должно быть отражено, что руководитель принимается на должность по совместительству

Трудовой договор со стороны работодателя должен быть подписан одним из следующих лиц:

  • председателем общего собрания учредителей;
  • участником общества, который уполномочен собранием учредителей/акционеров;
  • председателем совета директоров;
  • единственным собственником.

Образец трудового договора директора по совместительству можно скачать .

Директор, устроившийся совместителем в свою компанию, тоже заключает трудовой договор. Здесь применимы все стандартные правила трудоустройства. Если же он одновременно является единственным учредителем, заключать трудовой договор необязательно. Внутреннее совмещение должностных обязанностей не предполагает составления договора: достаточно издания приказа или подписания дополнительных форм к основному договору в соответствии с пунктами, опубликованными Рострудом РФ (подробнее — в письме Роструда РФ от 06.03.2013 г. №177–6-1). Минздравсоцразвития РФ не противоречит этим положениям в рамках действующего законодательства (подробнее — в письме от 18.08.2009 г. №22–2-3199).

Если директор, принятый на работу по совместительству, переводится на эту должность как на основное место работы, например, в случае увольнения с предшествующего места, следует соблюдать установленный ТК порядок перевода. Переход сопровождается процедурными моментами «увольнение — приём»: трудовое соглашение по совместительству расторгается и заключается контракт по основному месту деятельности. Обязательно указывается, с какого числа. Так формально подтверждается, что условия о совместительстве перестали действовать в силу принятых внутренних нормативных положений. Эта позиция отражена в письме Роструда РФ (от 22.10.2007 г. №4299–6-1).

Ответственность за приём на работу по совместительству директора, для которого установлены запреты и ограничения на совместительство

Приём на работу по совместительству лиц, в отношении которых законодательством предусмотрены запреты или ограничения на такую работу, может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности на основании ст. 5.27 КоАП РФ. В самом лёгком случае — это предупреждение или штраф от 1 до 5 тыс. рублей. При повторном совершении аналогичного правонарушения предусмотрен уже штраф от 10 до 100 тысяч рублей, а иногда и дисквалификация на срок от года до трёх лет.

Это также может привести к прекращению трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с нарушением правил заключения договора. Трудовые отношения можно сохранить, если перевести руководителя с его письменного согласия на другую должность. Об этом говорит ч. 1, 2 ст. 84 ТК РФ, абз. 1 п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2.

Сверка документов предприятия с законом поможет работодателю избежать неприятностей

Для работодателя существует способ избежать наказания. Дело в том, что человек, устраивающийся по совместительству, не обязан предъявлять документ, содержащий информацию об основном месте работы (ст. 283 ТК РФ даёт исчерпывающий перечень). Исключение касается только работы с вредными и (или) опасными условиями труда, что для директоров редко бывает актуальным. На это можно сослаться при проведении проверки. Хотя в случае дочерних и аффилированных компаний поверить в факт неосведомлённости будет трудно.

При необходимости оформления работника на должность, по которой имеются какие-либо ограничения на работу по совместительству, желательно всё же запросить у него информацию о должности, занимаемой им по основному месту работы, и отсутствии ограничений для работы по совместительству. Порядок предоставления работником такой информации законодательством не установлен. Чтобы дополнительно подстраховаться, можно вручить ему уведомление под роспись. Или составить отдельный документ.

Для директора компании трудовое законодательство устанавливает некоторые особенности как оформления на работу, так и прекращения трудовых отношений. Для этой категории сотрудников имеются особенности и в сфере работы по совместительству.

В 2012 году началась масштабная реформа гражданского законодательства. Так, в ГК РФ уже внесены поправки, касающиеся сроков исковой давности, оборота ценных бумаг, нематериальных благ и их защиты, сделок, выдачи доверенности, порядка регистрации юридических лиц и др.

С обзором изменений в ГК РФ, принятых за 2013 год, можно ознакомиться в нашем материале: «Реформа гражданского законодательства».

С 1 сентября текущего года вступит в силу еще один документ, принятый в рамках этой реформы, – Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон).

Предусмотренные им поправки касаются юридических лиц, причем как общих положений о них, так и деятельности организаций различных видов организационно-правовых форм, и самих организационно-правовых форм.

    МНЕНИЕ

    Алексей Долгов, адвокат юридической компании «Хренов и партнеры»:

    «Предстоящие изменения давно обсуждались, и их ждали. В ГК РФ получили закрепление многие подходы, ранее сформированные в судебной практике. С практической точки зрения важны новый порядок оформления решений общих собраний участников (акционеров): регистратором, нотариусом или иным способом в зависимости от вида юридического лица, возможность регистрации общества с «типовым» уставом, принцип достоверности ЕГРЮЛ и другие».

Рассмотрим, каких именно положений кодекса коснулись эти изменения.

Создание и государственная регистрация юридических лиц

Закон предусматривает внесение целого ряда изменений в § 1 гл. 4 ГК РФ, в котором закреплены общие положения о юридических лицах. Так, прямо устанавливается, что юридическое лицо обязательно должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), причем уточнено, что именно с момента такой регистрации возникает его правоспособность. Тем самым подтверждается существующий порядок ее возникновения: в действующей редакции кодекса установлено, что она возникает с момента создания организации, а созданным юрлицо считается со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 51 ГК РФ). Также определяется, какие сведения должно содержать в себе решение учредителей или единоличного учредителя о его учреждении (пп. «а» п. 2 ст. 1 Закона).
При этом перечень учредительных документов, на основании которых действуют юридические лица, сокращается. Если раньше организация могла иметь либо устав, либо учредительный договор, либо оба этих документа, а некоторые некоммерческие организации и вовсе – общее положение об организациях данного вида, то теперь на основании учредительного договора будут действовать только хозяйственные товарищества, а все остальные организации – на основании устава. Стоит отметить, что Закон предусматривает возможность использования типовых уставов, в которых не нужно будет указывать подробную информацию. В этом случае она будет содержаться только в ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 1 Закона). Предполагается, что это поможет упростить регистрацию юрлиц. Имеются в виду сведения о наименовании организации, месте ее нахождения, порядке управления ее деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законодательством для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций и унитарных предприятий указываются также предмет и цели их деятельности.
Кроме того, Законом предусмотрено, что выступать от имени юридического лица смогут сразу несколько лиц (это нужно будет указать в уставе. Пункт 1 ст. 53 ГК РФ дополняется соответствующим абз. 3. Таким образом, допускается наличие у организации нескольких директоров, действующих совместно или независимо друг от друга. Помимо этого, для последних установлена ответственность – по требованию юридического лица, его учредителей (участников) они будут обязаны возместить убытки, причиненные организации по их вине (п. 8 ст. 1 Закона). Аналогичная ответственность закреплена для членов коллегиальных органов юрлица, за исключением тех, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение убытков. Также за убытки, причиненные по его вине, ответит и лицо, определяющее действия организации (это тоже новое понятие в ГК РФ). Определения последнего в Законе не содержится, однако указывается, что одной из форм определения действий организации является возможность такого лица давать указания директору и членам коллегиальных органов юрлица. Отметим, что организация не вправе ограничивать такую ответственность указанных лиц или полностью освобождать их от нее, поскольку соглашение об этом, согласно Закону, признается ничтожным.

    МНЕНИЕ

    Фото: gazprom.ru

    Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

    «Возможность назначения двух директоров организации, так называемый принцип «двух ключей», – это очень важное изменение в законодательстве. Оно во многом заимствовано из зарубежной практики. Это правило означает, что у компании может быть несколько «голов», так скажем, уставом компании может быть определено, что не один исполнительный орган, не один генеральный директор, а несколько лиц могут действовать от имени компании. Причем связка этих лиц тоже может разниться: в каких-то случаях обязательно необходимо согласие двух лиц на принятие каких-то решений, а в каких-то случаях каждый в пределах своей компетенции будет представлять юридическое лицо . Эта конструкция достаточно новая для нас, как она будет работать, покажет время, но большинство специалистов с удовлетворением отмечают ее возникновение в нашем праве, поскольку она добавляет дополнительные возможности по управлению компанией, особенно для партнерских или крупных компаний».

    МНЕНИЕ

    Алексей Долгов, адвокат юридической компании «Хренов и партнеры»:

    «Возможность назначить нескольких директоров – это дополнительная опция для участников (акционеров), с помощью которой можно обеспечить дополнительный контроль за действием исполнительного органа (принцип «двух ключей»: действия совершаются только одновременно двумя директорами), либо для удобства работы общества расширить количество лиц, имеющих право действовать без доверенности».

Дополнен ГК РФ интересными положениями о наименовании, месте нахождения и адресе юридического лица (п. 9 ст. 1 Закона). Отметим, что ранее в кодексе не было упоминания о последнем – в действующей ст. 54 ГК РФ закреплено, что в учредительных документах организации указываются ее наименование и место нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации. В Законе же уточняется, что место нахождения юрлица определяется местом его госрегистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). При этом в ЕГРЮЛ необходимо будет указать не место нахождения, а именно адрес организации. Можно предположить, что такое нововведение направлено на борьбу с фиктивными адресами юрлиц, поскольку установлено, что организации будут нести риск последствий за неполучение юридически значимых сообщений, доставленных по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Такие сообщения считаются доставленными вне зависимости от того, находится на самом деле организация по данному адресу или нет.
Также в ст. 54 ГК РФ будет указано, что официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также производные от него могут включаться в наименования юрлиц только в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства Российской Федерации, либо (как в действующей практике) по разрешению, выданному по правилам, установленным правительством. В настоящее время это возможно, например, если юридическое лицо имеет филиалы или представительства на территории более чем половины субъектов РФ, занимает доминирующее положение на рынке определенного товара или является крупнейшим налогоплательщиком. Возможность и порядок использования в наименованиях организаций официальных наименований субъекта РФ могут быть установлены самим регионом.
Интересно, что теперь в ЕГРЮЛ необходимо будет указывать сведения о представительствах и филиалах. Ранее они указывались только в учредительных документах.
Отметим, что своеобразным образом упоминается в Законе понятие аффилированности. В новой ст. 53.2 ГК РФ будет указано, что в случаях, если кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом (п. 8 ст. 1 Закона). В первоначальной редакции законопроекта, на основе которого был принят Закон, ст. 53.2 была более содержательной – она предусматривала, между какими лицами признается наличие аффилированности и в каких случаях суд может признать ее отсутствие между этими лицами.
Реорганизация юридических лиц

Очень важные изменения вносит Закон в порядок реорганизации юридических лиц (п. 12 ст. 1 Закона). Во-первых, предусматривается возможность сочетания нескольких форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ), например преобразования и присоединения и т. д. Во-вторых, допускается реорганизация с участием нескольких юрлиц, созданных в разных организационно-правовых формах (для примера: несколько ООО смогут единовременно присоединиться к АО). Однако она будет возможна, только если законодательство не запрещает преобразование организации одной организационно-правовой формы в организацию другой формы.
Создаваемое в результате реорганизации юридическое лицо сможет пройти государственную регистрацию не ранее истечения срока для обжалования решения о реорганизации. По общему правилу этот срок будет составлять три месяца с даты внесения записи о начале реорганизации в ЕГРЮЛ.

    ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

    Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании

    Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

    Уведомление о начале процедуры реорганизации

    Заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства

    С другими формами, образцами и бланками для государственной регистрации юридических лиц можно ознакомиться в разделе «Бланки».

Согласно Закону документом, содержащим положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, является передаточный акт. В действующей редакции ГК РФ, напомним, установлено два вида таких документов: передаточный акт, составляемый при слиянии, присоединении и преобразовании организаций, и разделительный баланс – при разделении и выделении (ст. 58 ГК РФ). Кроме того, в передаточном акте отныне нужно будет предусматривать порядок определения правопреемства в связи с изменениями, которые могут произойти после даты его составления (п. 14 ст. 1 Закона).
Также ГК РФ дополняется ст. 60.1, устанавливающей последствия признания решения о реорганизации юридического лица недействительным. Требовать признания решения недействительным смогут участники реорганизуемой организации и лица, которым такое право будет предоставлено законом. Данное требование, как мы уже указывали, может быть предъявлено в суд в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом. Однако в случае признания судом недействительным решения о реорганизации образованное в результате реорганизации юридическое лицо не будет ликвидировано, а совершенные им сделки не признаются недействительными. Если же такое решение признается недействительным до окончания реорганизации и часть создаваемых юридических лиц уже зарегистрированы, правопреемство наступает только в их отношении, остальные права и обязанности сохраняются за прежними организациями.
Ликвидация юридических лиц

Также Законом изменены положения о ликвидации юрлиц (п.п. 17-21 ст. 1 Закона). В частности, уточнено, кто может обращаться с исками о ликвидации в суд и по каким основаниям. Также скорректирован порядок проведения ликвидации организации. Так, установлено, что учредители (участники) юрлица, принявшие решение о ликвидации, должны сообщить об этом в ФНС России (поскольку именно она ведет ЕГРЮЛ) в течение трех рабочих дней. Такой же срок предусмотрен ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», тогда как в действующей редакции ст. 62 ГК РФ говорится о незамедлительном сообщении.

Устанавливается также обязанность учредителей (участников) юрлица совершить за счет его имущества действия по ликвидации независимо от оснований, по которым она происходит. При недостаточности имущества организации ее учредители (участники) должны совершить указанные действия солидарно за свой счет. Если ликвидационная комиссия установит недостаточность имущества юрилица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая его ликвидация должна осуществляться исключительно в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве. В этом случае ликвидационная комиссия должна уведомить всех известных ей кредиторов о возбуждении дела о банкротстве. В случае если в течение пяти лет после ликвидации организации, в том числе путем признания ее банкротом, у нее обнаружится какое-либо имущество, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения этого имущества среди лиц, имеющих на это право (кредиторов).
Также в ГК РФ появляется статья, посвященная прекращению недействующего юридического лица, – ст. 64.2. В ней говорится о том, что считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ организация, которая в течение 12 месяцев до исключения из него не представляло документы налоговой отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Аналогичное определение, напомним, содержится в ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Корпоративные и унитарные юридические лица

Помимо всего прочего, Закон предусматривает разделение всех юридических лиц на два вида: корпоративные и унитарные (п. 23 ст. 1 Закона). Так, под корпорациями понимаются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К таким организациям отнесены хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ. Отметим, что до принятия Закона последних трех организационно-правовых форм в ГК РФ предусмотрено не было. Учредители унитарных юридических лиц не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. К таким организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (последние – тоже новшество в кодексе).
Также § 1 гл. 4 ГК РФ дополнен общими положениями о правах и обязанностях участников корпорации (ст. 65.2 ГК РФ) и порядке управления в ней (ст. 65.3 ГК РФ). Определено, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников, а в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах, число участников которых превышает 100 человек, им может быть съезд, конференция или другой коллективный представительный орган. Также в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т. п.). При этом, как мы писали ранее, директоров или председателей у организации может быть несколько и действовать они могут независимо друг от друга. Помимо этого, в корпорации может быть образован коллегиальный орган управления, например наблюдательный совет. Основная его задача – контроль за деятельностью исполнительных органов корпорации. Причем лица, являющиеся единоличными исполнительными органами корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов должны составлять не более одной четвертой состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

    МНЕНИЕ

    Светлана Антонова, первый заместитель начальника Департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям ОАО «Газпром»:

    «На стадии доработки законопроекта профильным комитетом Госдумы было рассмотрено более двух тысяч поправок… Это новая веха в развитии корпоративного управления. Оценить однозначно новую классификацию: деление на унитарные и корпоративные юридические лица, публичные и непубличные – сейчас нельзя. Применительно к разным соответствующим классификациям предусмотрены разные правила регулирования. Пока мы понимаем, что с 1 сентября основная часть этих норм вступит в силу, будет испытана на практике.

    Но мы видим уже, что есть некоторые огрехи. Это повод для дальнейшего совершенствования, исправления ошибок – будем инициировать внесение поправок, в настоящее время мы уже работаем с профильными министерствами в этом направлении. Но в любом случае – это некий двигатель прогресса в гражданских правоотношениях, то есть преодолен некий застой, который образовался в связи с тем, что нормы гражданского права давно не менялись и не адаптировались к современным требованиям. Цель, которую ставил перед собой законодатель, состояла не только в упорядочивании отношений, но еще и в повышении инвестиционной привлекательности, улучшении инвестклимата. Вот эти цели, на мой взгляд, будут достигнуты».

***

В данном материале мы рассмотрели лишь ряд поправок, внесенных Законом в закрепленные в ГК РФ общие положения о юридических лицах. Не менее интересны изменения, касающиеся конкретных организационно-правовых форм, поскольку Закон расширяет перечень некоммерческих организаций (этот перечень, кстати, становится закрытым), предусматривает ликвидацию такой формы организаций, как общество с дополнительной ответственностью, исключает деление акционерных обществ на закрытые и открытые. С 1 сентября АО будут создаваться в виде публичных и непубличных обществ. Все эти изменения заслуживают более подробного рассмотрения, поэтому о них мы расскажем в нашем следующем материале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *