Северные надбавки и районный коэффициент 2017

Северная надбавка в районах Крайнего Севера 2017 года установлена в нормативных актах, принятых еще в СССР. Изучим имеющие столь почтенный возраст, но актуальные до сих пор нормы трудового права подробнее.

Сущность надбавки за работу на Севере

Какого размера может быть надбавка за работу в районах Крайнего Севера

Расчет северной надбавки: нюансы

Северные надбавки и МРОТ

Пересчет северных надбавок при переездах между регионами

Как определяется стаж для расчета северных надбавок

Итоги

Сущность надбавки за работу на Севере

Граждане, осуществляющие трудовую деятельность на территориях Крайнего Севера РФ (КС) и приравненных к ним, в установленных законом случаях получают зарплату:

  • увеличенную на некоторый процент в виде надбавки;
  • умноженную на районный коэффициент (ст. 315 ТК РФ).

Надбавка и коэффициент применяются при расчете зарплаты исходя из того, что человек работает на Севере фактически: месторасположение его работодателя (головного офиса компании) значения не имеет.

Территории России, относящиеся к Крайнему Северу и приравненные к нему, определены главным образом постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12. Полный список вы найдете .

Величина «северной» надбавки зависит:

  • От длительности стажа работы на Севере.
  • Длительности проживания человека на Севере.
  • Возраста работника.
  • Того, где именно человек выполняет работу — собственно на КС или же в регионах, приравненных к нему. Также имеет значение то, в каких конкретно северных субъектах РФ осуществляется трудовая деятельность.

Изучим, какой может быть величина рассматриваемой надбавки.

Что такое «районный коэффициент»

Для привлечения и стимулирования работников были придуманы районный коэффициент и северная надбавка. Условия, из-за которых установлены коэффициенты, связаны с климатом, сложным для проживания и работы, отсутствием транспортной сети, плохой экологией. Коэффициент является множителем, который увеличивает оклад работника, доплаты, компенсации, пенсионные выплаты. Однако если пенсионер меняет место прописки, то он утрачивает право на районный коэффициент. Не умножаются отпускные, командировочные и северные надбавки. Диапазон коэффициентов варьируется от 1,1 до 2. Это означает, что в некоторых регионах с коэффициентом 2 человек будет получать в виде заработной платы оклад, увеличенный вдвое. Например, к таким территориям относятся Курильские острова или Чукотский АО. Полный перечень районов и применяемых на их территории коэффициентов указан в Информационном письме Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16.

Какого размера может быть надбавка за работу в районах Крайнего Севера

В регионах КС, расположенных преимущественно в дальневосточной части РФ (их перечень определен подп. «а» п. 16 приложения к приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2), северная надбавка составляет:

  • 10% к зарплате на 7-й месяц работы в регионе;
  • 20% на 13-й месяц трудовой деятельности;
  • 30, 40, 50 и так далее до 100% (это предельная величина надбавки, в основном выплачивается на Чукотке, в Корякском АО и на других полуостровных и островных территориях Дальнего Востока России с самыми суровыми климатическими условиями) через каждые последующие полгода трудовой деятельности.

В остальных регионах Крайнего Севера РФ надбавка составляет (подп. «б» п. 16 приложения к приказу № 2):

  • 10% на 7-й месяц работы;
  • 20% на 13-й месяц работы;
  • 30, 40, 50 и 60% через каждые последующие 6 месяцев;
  • по приобретении права на надбавку в 60% еще через год работы показатель составит 70%, через два — достигнет предельной величины, 80%.

На территориях, приравненных к КС, надбавка составляет (подп. «в» п. 16 приложения к приказу № 2):

Если возраст работника до 30 лет, то при условии, что он прожил на Крайнем Севере как минимум год, надбавка к его зарплате составит:

  • 20% на 7-й месяц работы;
  • 40% на 13-й месяц;
  • 60% на 25-й месяц;
  • 80 или 100% (предельная величина соответственно для регионов, не относящихся к Дальнему Востоку, и тех, что располагаются там) через каждый последующий год.

Если работник младше 30 лет прожил как минимум год на территории, приравненной к КС, то надбавка к его зарплате составит 10% за каждые 6 месяцев трудовой деятельности до тех пор, пока она не достигнет предельного показателя — 50% (подп. «г» п. 16 приложения к приказу № 2, подп. «е» п. 1 постановления Совмина РСФСР от 22.10.1990 № 458).

Если работник младше 30 лет прожил на КС или в регионе, приравненном к нему, в течение 5 лет до 31.12.2004, то он будет получать надбавки в максимальном размере, установленном для соответствующего субъекта с первого дня выхода на работу (письмо Минздравсоцразвития РФ от 20.01.2005 № 97-Пр).

Расчет северной надбавки: нюансы

Северная надбавка начисляется на всю сумму фактического заработка гражданина (который может состоять, к примеру, из оклада и премий), исключая суммы, на которые увеличивается заработок по факту применения районного коэффициента.

Надбавки не начисляются:

  • на отпускные и иные выплаты, размер которых определяется на основе среднего заработка, поскольку он формируется уже с учетом надбавок (п. 2 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922);
  • единовременную выплату по выслуге лет;
  • вознаграждения по итогам трудовой деятельности за год;
  • материальную помощь, выплаченную работодателем (письмо Минтруда России от 22.07.1999 № 716-7);
  • разовые поощрительные выплаты, которые не носят системного характера.

Если работник получает премии, предусмотренные трудовым контрактом, и они выплачиваются по итогам трудовой деятельности за определенный период, например квартал или год, то суммы данных премий в целях начисления надбавок распределяются по месяцам, которые входят в отчетный период, при пропорциональном соотнесении надбавок с отработанным временем сотрудника в каждом из соответствующих месяцев.

Северная надбавка должна начисляться на компенсацию за простои, возникшие по причинам, не зависящим от работодателя либо сотрудника (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 06.08.2014 по делу № 33-7508/2014, п. 1 приложения к постановлению Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49).

Работникам, трудящимся дистанционно и проживающим в северных местностях, соответствующая надбавка положена независимо от географического расположения работодателя. Аналогичная норма действует и в отношении надомников (письмо Минфина от 13.11.2010 № 03-03-06/1/716). Но если работники северных компаний фактически трудятся в месте, где надбавка не установлена, начислять им северную надбавку не нужно. Например, если фирма находится в Якутии, а сотрудник трудится из дома в Сочи, надбавку он не получит.

Северные надбавки и МРОТ

Ст. 133 ТК РФ определяет, что зарплата работника за месяц (1ставка) не должна быть ниже МРОТ либо регионального прожиточного минимума, если такое условие установлено в субъекте РФ. Возникает вопрос: как посчитать зарплату работника, прежде чем сравнивать ее с минимальной оплатой труда? Если речь идет о районах Крайнего Севера и приравненных к ним, включать ли надбавки в сумму зарплаты или сравнивать с минималкой только оклад.

Сначала Верховный суд считал, что оплата работника, который трудится в «северной» компании, должна быть не ниже МРОТ. А уже потом на нее начисляют районный коэффициент и надбавку за стаж работы в северных регионах (п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утв. Президиумом ВС РФ от 26.02.14).

Однако в 2016 году позиция Верховного суда изменилась: установление оклада (тарифной ставки) в размере меньше минимального размера не нарушает трудовое законодательство при условии, что общий размер зарплаты, включающий в себя все ее элементы (надбавки, коэффициенты и др.), будет не меньше МРОТ (определение Верховного суда РФ от 19.09.2016 № 51-КГ16-10). Заметим, что данный вердикт противоречит нормам ст. 315, 316 ТК РФ и ст. 11 закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера» от 19.02.1993 № 4520-I, где сказано, что процентная надбавка выплачивается к заработной плате.

Таким образом, нынешняя позиция Верховного суда приводит к ухудшению прав трудящихся на Крайнем Севере и приравненных территориях. Тем не менее точка в вопросе еще не поставлена – профсоюзы настаивают на исключении из минимального размера оплаты труда «северных» доплат.

Размеры МРОТ в РФ вы найдете в этой статье.

Решение № М-55/ 2-117/ 2-117/

М-55/ от 30 января г.

Суть спора: Трудовые споры — об оплате труда

Дело № 2-117/

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Р.п. Усть-Абакан, Республики Хакасия 30 января года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Поповой Н.В.,

при секретаре Малыхиной М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турко В.П. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «. » о взыскании недоначисленной заработной платы, и обязании установить размер заработной платы в размере не менее минимального размера оплаты труда, с последующим начислением на него районного и северного коэффициентов, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Турко В.П. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «. » о взыскании недоначисленной заработной платы, и обязании установить размер заработной платы в размере не менее минимального размера оплаты труда, с последующим начислением на него районного и северного коэффициентов, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, мотивируя исковые требования тем, что работает. в МБОУ «. «. Её заработная плата включает в себя должностной оклад *** руб. районный коэффициент 30%, северная надбавка 30%, а также компенсационная доплата в размере *** руб. Общая сумма начислений в месяц составляет *** руб. Согласно трудовому законодательству размер заработной платы должен быть в размере не менее минимального размера оплаты труда, с последующим начислением на него районного и северного коэффициентов, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Просила взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за *** г. в общей сумме *** руб. и обязать ответчика установить ей заработную плату в размере не менее минимального размера оплаты труда, с последующим начислением на него районного и северного коэффициентов, компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В судебное заседание истец Турко В.П. не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика МБОУ «. » в лице директора Шлихт Л.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном отзыве указала, что в части взыскания недоначисленной заработной платы за *** г. в общей сумме *** руб. и в части обязания ответчика установить размер заработной платы истцу в размере не менее минимального размера оплаты труда, с последующим начислением на него районного и северного коэффициентов — иск признает полностью.

Последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны.

Суд принимает признание иска ответчиком в этой части, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В части взыскания в пользу истца недоначисленной заработной платы за *** г. в общей сумме *** руб. и в части обязания ответчика установить размер заработной платы истцу в размере не менее минимального размера оплаты труда, из расчета. ставки, с последующим начислением на него районного и северного коэффициентов — исковые требования подлежат удовлетворению.

В части обязания ответчика установить размер заработной платы истцу в размере не менее минимального размера оплаты труда, с последующим начислением на него компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, суд приходит к следующему.

Представитель ответчика МБОУ «. в лице директора Шлихт Л.И. в этой части иск не признала, просила отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации с 01.09.2007 г. из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, согласно действующему с 01 сентября 2007 года трудовому законодательству в величину минимального размера оплаты труда включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

В связи с чем, исковые требования в части обязания ответчика установить размер заработной платы истцу в размере не менее минимального размера оплаты труда, с последующим начислением на него компенсационных, стимулирующих и социальных выплат — удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «. » в пользу Турко В.П. недоначисленную заработную плату за *** г. в общей сумме *** руб.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «. » со дня вступления решения в законную силу установить Турко В.П. размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, из расчета. ставки, с последующим начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири.

Отказать в удовлетворении иска об обязании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «. » установить размер заработной платы Турко В.П. в размере не менее минимального размера оплаты труда, с последующим начислением на него компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «. » в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия с подачей апелляционной жалобы через Усть-Абаканский районный суд в месячный срок, с момента его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Попова

Мотивированное решение составлено и подписано 04.02. года.

Судья: Н.В. Попова

Суд:

Усть-Абаканский районный суд (Республика Хакасия) (подробнее)

Районный и северный коэффициенты в Хакасии под ударом

В Правительстве России прошли заседания двух рабочих групп, рассматривавших вопросы о минимальном размере оплаты труда.

Первая — рабочая группа по заработной плате, доходам и уровню жизни населения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений — одобрила проект федерального закона, разработанного Минтрудом РФ. Проект предусматривает, в частности, установление МРОТ с 1 января года на уровне 5554 рублей. Однако при этом в рабочей группе было отмечено, что помимо прочего необходимо разработать федеральный закон, устанавливающий порядок и сроки повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации. В этой статье говорится о том, что размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте, а также не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

На заседании другой рабочей группы, сформированной при Министерстве труда РФ для подготовки предложений по поэтапному повышению МРОТ до величины прожиточного минимума, был представлен проект федерального закона О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников). Разработан он самим Минтрудом, но при этом уже согласован Министерством финансов РФ и Минэкономразвития РФ.

Если конкретно, документ предполагает установление МРОТ с 1 января года в сумме 5848 рублей. А с 1 октября года предлагается устанавливать МРОТ в процентном соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ на 1 октября предыдущего года, а именно:

с 1 октября года — 91%

с 1 октября года — 95%

с 1 октября года — 98%

с 1 октября 2018 года — 100%

При этом предлагается объединить составные части заработной платы: вознаграждение за труд, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты (в том числе районные и северные коэффициенты) — в настоящее время представляющие собой три самостоятельные группы выплат работнику, которые существенно различаются по их целевому назначению и правовому механизму их начисления.

Как это повлияет на работников, живущих в республике Хакасия – это вполне резонный вопрос. Ведь районный коэффициент (30%) и северная надбавка (30%) довольно таки существенные доплаты к заработной плате и включение их в МРОТ может значительно опустошить наполняемость кошельков наших жителей. Пока представляется, что реализация предполагаемого законопроекта повлечет за собой существенное снижение минимальных гарантий по оплате труда и общее сокращение размеров оплаты труда работников. Гарантии работникам за проживание в нашем регионе по выплате районного и северного коэффициентов будут сведены к нулю.

Наша справка: В настоящее время Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации содержит определение понятия заработной платы: Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в т.ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных за работу в особых климатических условиях за работу на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению иные выплаты) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Пересчет северных надбавок при переездах между регионами

Если работник, заработавший надбавку на Крайнем Севере, переезжает в регион, приравненный к КС, то на его зарплату будет начисляться надбавка в величине, определяемой как произведение 10% и количества лет работы на КС (подп. «а» п. 3 разъяснений Минтруда РФ, утвержденных постановлением Минтруда от 16.05.1994 № 37).

Если работник, заработавший надбавку в регионе, приравненном к Крайнему Северу, переезжает на КС, то:

  • соответствующая надбавка сохраняется и одновременно увеличивается на процент, пропорциональный количеству месяцев работы в регионе, приравненном к КС, с учетом процента, на который должна была вырасти надбавка в течение года, если бы человек остался на прежнем месте работы;
  • сохраненная и увеличенная надбавка в дальнейшем увеличивается в порядке, предусмотренном положениями ст. 16 приложения к приказу № 2 (подп. «б» п. 3 разъяснений № 37).

Если работник, заработавший надбавку сначала в регионе Крайнего Севера, а после — в приравненном к нему, переезжает вновь на КС, то на новом месте работы он будет получать надбавку, исчисленную как результат суммирования тех надбавок, что были им заработаны ранее (подп. «в» п. 3 разъяснений № 37).

Если человек заработал надбавку в регионах, указанных в подп. «г» п. 3 разъяснений № 37, и переехал на КС или в регион, приравненный к нему, то соответствующая надбавка сохраняется, а затем увеличивается в порядке ст. 16 приложения к приказу № 2:

  • через 6 месяцев — на Крайнем Севере;
  • через год — в регионе, приравненном к КС.

Если человек на момент переезда на Крайний Север или в регион, приравненный к нему, заработал надбавку в размере 30%, то время его работы после исчисления 1-й или 2-й надбавки определяется исходя из соотношения 1 года работы на юге Дальнего Востока, Бурятии, Хакасии, Иркутской и Читинской областей, а также Красноярского края к 3 месяцам работы на КС и 6 месяцам — в регионах, приравненных к нему.

Если человек заработал надбавку на КС или в регионе, приравненном к нему, переехал на юг указанных выше регионов, проработал там и после вернулся на Крайний Север или в приравненный к нему регион, за ним сохраняется изначально заработанная надбавка.

Как определяется стаж для расчета северных надбавок

Стаж, необходимый для определения величины надбавки, исчисляется в календарных днях. В стаж включается все время труда в местностях с особыми условиями климата, в том числе периоды, когда работник не трудился, но место работы за ним сохранялось (отпуска, больничные и т. п.). Также в соответствии с инструкциями № 2 (п. 30) и № 3 (п. 23), утв. приказом Минтруда РФ от 22.11.1990, в стаж для получения надбавки включается:

  • время повышения квалификации, профессиональной переподготовки (до 6 месяцев) даже в том случае, если это происходит за пределами зоны с особым климатом;
  • периоды нахождения на военных сборах, в том числе вне районов, за работу в которых положена надбавка;
  • время вынужденного прогула, если увольнение признано незаконным и работник впоследствии был восстановлен.

Если человек едет на вахту на Север, то в стаж включается время, проведенное им в пути туда и обратно (ч. 6 ст. 302 ТК РФ).

Не включаются в стаж работы при расчете северных надбавок:

  • деятельность в качестве ИП и работы по договорам гражданско-правового характера;
  • отбывание на территориях с особым климатом исправительных работ и иных видов наказаний, предполагающих привлечение к труду (п. 32 инструкции № 2, п. 27 инструкции № 3).

Если стаж работы по законным причинам прерывается, составляющие перерыв календарные дни добавляются в стаж (п. 1 постановления Совета министров — Правительства РФ от 7.10.1993 № 1012). Но пауза в работе для признания стажа непрерывным не должна превышать интервалов, зафиксированных в пп. 21–33.1 приложения к приказу № 2.

Например, если человек уволился по причине истечения срока контракта, его стаж будет признан непрерывным, если он найдет работу в течение 2 месяцев с момента увольнения (подп. «а» п. 23 приложения к приказу № 2). Если перерыв в стаже возник вследствие ликвидации предприятия, для сохранения непрерывного стажа гражданину нужно найти работу в течение 6 месяцев с момента увольнения (подп. «в» п. 24 приложения к приказу № 2).

Если стаж для начисления надбавки прерывается, доплаты уменьшаются (в случае последующего трудоустройства гражданина на Севере) в обратном порядке относительно механизма их увеличения, установленного положениями ст. 1 указа Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII.

Так, в соответствии с подп. «б» ст. 1 указа № 1908-VII работники Крайнего Севера за каждые 6 месяцев работы получают 10% надбавки, пока она не достигнет 60%, далее по 10% за каждый год работы, пока надбавка не достигнет 80%. Получается, что если человек, заработавший надбавку в размере 80%, уехал из района Крайнего Севера на Юг России, то при условии его возвращения на Крайний Север через 6 месяцев его надбавка к зарплате снизится на 10% (до 70%). Если он вернется на КС через год проживания на Юге, исходная надбавка при трудоустройстве к тому моменту снизится уже до 60%.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 1992 г. № 933 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия» работающим в Республике Хакасия к заработной плате начисляется районный коэффициент в размере 1,3. Районный коэффициент начисляется независимо от трудового стажа с первого дня работы.
Помимо районного коэффициента, с целью компенсации работы в неблагоприятных климатических условиях, к заработной плате работников организаций, расположенных на территории Республики Хакасия, начисляется процентная надбавка за стаж работы на основании постановления СМ СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края».
В соответствии с постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. № 794 выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы производится в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Для молодежи, лицам в возрасте до 30 лет, прожившей не менее одного года в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, процентная надбавка устанавливается в размере 10% за каждые шесть месяцев работы (пункт «е» пункта 1 постановления СМ РСФСР от 22 октября 1990 г. № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (с изменениями от 31 мая 1995 г.).
При исчислении трудового стажа для начисления процентной надбавки к заработной плате необходимо руководствоваться разъяснением, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. № 37 «Об утверждении разъяснения «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия» (с последующими изменениями).
Постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» установлено, что начисление компенсационных выплат за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями производится на фактический заработок.

Итоги

Граждане, работающие на Севере и набравшие в соответствующих регионах достаточный стаж, получают существенные надбавки к зарплате — в некоторых субъектах РФ до 100% от ее величины. На размер надбавок влияет также возраст сотрудника — определенные преференции в их исчислении имеют молодые люди в возрасте до 30 лет. Начисляются надбавки на всю зарплату (оклад, премии) так же, как и районные коэффициенты (при этом обе компенсации начисляются независимо друг от друга).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *