Штатное расписание 2018: кто утверждает

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат организации. В нем содержится следующая информация: перечень структурных подразделений, должностей работников, сведения о должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы организации или учреждения. Эти данные необходимы руководителю организации для оптимизации работы, более эффективного использования трудовых и материальных ресурсов. В статье мы ответим на некоторые вопросы, касающиеся штатного расписания.

Штатное расписание (ф. Т-3) является кадровым документом, его форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1. Этот документ содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее – Указания)). Кроме того, в штатном расписании указываются по каждой должности размеры оклада (тарифной ставки), доплат и надбавок.

Бюджетное учреждение может осуществлять свою деятельность, используя различные источники финансирования, например, субсидии на выполнение государственного задания и средства, полученные от платных услуг. В связи с этим оплата труда специалистов отдельных должностей может осуществляться как за счет двух источников, так и за счет одного из них. На практике широкое применение получило составление двух, а в отдельных случаях и трех штатных расписаний для каждого источника. Правильно ли это?
Отметим, что действующим законодательством разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда не предусмотрено. В качестве доказательства приведем следующие аргументы.

Бюджетные учреждения относятся к государственным (муниципальным) учреждениям. Системы оплаты труда таких организаций устанавливаются с учетом рекомендаций, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, и мнений соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Так, в соответствии с п. 19 Единых рекомендаций*(1) штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения. Аналогичные требования содержатся в п. 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее – Положение).

В пункте 35 Единых рекомендаций рекомендовано формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения.
Таким образом, поскольку действующим законодательством разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда не предусмотрено, в учреждении должно составляться одно штатное расписание по всем должностям вне зависимости от того, в какой деятельности занят работник.

Итак, мы выяснили, что штатное расписание является единым документом по организации. Какими нормативными актами следует руководствоваться при разработке штатного расписания? Отметим, что в целях унификации наименований профессий и должностей, а также определения объема трудовых обязанностей работника приняты следующие классификаторы:
– Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (в редакции от 18.07.2007);
– Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (в редакции от 29.04.2008);
– Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 (в редакции от 20.12.2003).
Кроме того, Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, разъясняющий отдельные вопросы, связанные с применением указанного справочника на практике.

Для справки. Напомним, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и порядок его применения предназначены для организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

При разработке штатного расписания рекомендуем отражать наименования должностей, а также закреплять в трудовых договорах обязанности в соответствии с названными классификаторами, особенно если работник занимает должность, для которой нормативными правовыми актами предусмотрены гарантии и компенсации.
При разработке штатного расписания иногда возникает вопрос: как правильно отражать количество штатных единиц в данном документе? В соответствии с Указаниями при заполнении формы штатного расписания (ф. Т-3) в графе 4 «Количество штатных единиц» отмечается предусмотренное в данной организации количество штатных единиц, в том числе неполных. Например, при необходимости приема на работу по совместительству сотрудника на должность юриста в графе 4 штатного расписания можно указать не «1», а «0,5».
Дополнительно скажем о заполнении еще некоторых строк данной формы. Так, в графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.» должна быть указана в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу) в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

Статья 143 ТК РФ, предусматривающая тарифную систему оплаты труда, дает основание для установления «вилки» должностных окладов, то есть указания должностного оклада по свободной должности от минимального до максимального размера. При установлении «вилки» окладов по одноименным должностям следует помнить об обязанности работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ). Как разъяснили чиновники Роструда в Письме от 27.04.2011 N 1111-6-1, размеры окладов по одноименным должностям в штатном расписании следует устанавливать одинаковые. Определение заработной платы работнику с высокой квалификацией может быть реализовано путем добавления к окладу надбавок и других выплат. Отметим, что стимулирующие и компенсационные выплаты: доплаты и надбавки компенсационного характера, премии и иные поощрительные выплаты – указываются в графах 6-8 штатного расписания.

Далее, на практике может возникнуть необходимость корректировки штатного расписания. Какие-то должности могут быть в него добавлены, а какие-то удалены. Все изменения штатного расписания вносятся приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица.
Однако при изменении численности штата в сторону уменьшения следует учитывать, что в соответствии со ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с ними в силу п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан:
– в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Аналогичные разъяснения приведены в Определении КС РФ от 15.01.2008 N 201-О-П;
– предупредить каждого работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).
Нередко на практике возникают ситуации, когда учреждение меняет источник оплаты труда работника. Например, должность была перемещена в раздел должностей работников, выплата заработной платы которым финансируется за счет средств от приносящей доход деятельности. Следует ли уведомлять данного работника за два месяца о том, что произведено подобное изменение? Нужно ли вносить поправки в трудовой договор с ним, если размер заработной платы сотрудника остался прежним?
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ условие оплаты труда является обязательным для включения в трудовой договор. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе условия об оплате труда, допускается только по соглашению сторон, которое должно заключаться в письменной форме в силу ст. 72 ТК РФ. При этом условия оплаты труда не должны зависеть от источника формирования фонда оплаты труда (бюджетный, внебюджетный).

Исключения из этого правила составляют случаи, предусмотренные ст. 74 ТК РФ. Данная норма наделяет работодателя правом в одностороннем порядке изменить условия договора, определенные при его заключении, в связи с изменением организационных или технологических условий труда. О предстоящих изменениях, определенных сторонами трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ. Однако и в этом случае переход на иной источник формирования фонда оплаты труда сам по себе не является основанием для внесения изменений в трудовой договор.
В рассматриваемой ситуации принятое руководством бюджетной организации решение об изменении источника выплаты заработной платы не влияет на право работника на оплату труда равной квалификации. Поэтому какого-либо специального уведомления работников о планируемом изменении в соответствии со ст. 74 ТК РФ не требуется.

Следующий вопрос, который может возникнуть на практике, связан с сокращением отдельных единиц должностей штатного расписания. Чаще всего ликвидация каких-либо должностей вызвана недостаточностью денежных средств для оплаты труда таких специалистов. Тем не менее учреждение нуждается в их услугах при возникновении определенных ситуаций. Например, в организации случилась авария, связанная с повреждением канализационных систем. Своего сантехника в штате нет. Вправе ли в данном случае организация заключить срочный трудовой договор с указанным специалистом?

В силу ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ, например:
– на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
– на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
– для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
– для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
– с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы и др.
Однако для этого в штатном расписании организации должна быть единица данной профессии, на которую можно принять вышеуказанное лицо, иначе выплата ему заработной платы будет являться незаконной.
Например, с лицами, привлекаемыми для устранения производственной аварии, можно заключить договоры гражданско-правового характера. Для этого тоже должен быть соблюден ряд условий:
– наличие соответствующих денежных средств по соответствующей подстатье КОСГУ. Заметим, что это касается и договоров, заключаемых с условием оплаты за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Если указанные расходы заложены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, то оно вправе их произвести, следовательно, и принять на себя обязательства по их оплате;
– неукоснительное соблюдение норм Закона о контрактной системе*(2).

Подводя итог всему сказанному, отметим следующее:
1. Штатное расписание (ф. Т-3) является кадровым документом, составляемым по утвержденной форме единым документом по организации.
2. Должности в штатном расписании необходимо отражать в соответствии с установленными классификаторами.
3. Оклады по одноименным должностям следует устанавливать одинаковые. Реализация права работника получать за квалифицированный труд большую заработную плату должна быть исполнена путем установления соответствующих надбавок и выплат, предусмотренных системой оплаты труда данного учреждения.
4. При сокращении единиц штатного расписания следует учитывать требования ТК РФ, в частности предупредить каждого работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

М. Зарипова,
эксперт журнала
«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь 2015 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол N 11.

*(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Метки: заработная плата, бюджетный учет, учет

Подписываем и утверждаем

Один из популярных вопросов по оформлению штатки, кто утверждает штатное расписание автономного учреждения? Действительно, законодательство предусматривает большое разнообразие хозяйствующих субъектов: коммерческих и некоммерческих организаций. Помимо них существуют государственные и муниципальные учреждения и предприятия. Большинство из них составляет штатное расписание. Поэтому нередко возникают вопросы по его подписанию и утверждению. Например, кто утверждает штатное расписание казенного учреждения?

Под автономным учреждением нужно понимать некоммерческую организацию, созданную органом государственной власти с целью выполнения работ или оказания услуг для исполнения государственных задач в сферах науки, образования, культуры, здравоохранения, соцзащиты, физкультуры и спорта и т.д.

– ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

Или в МБДОУ кто утверждает штатное расписание? Отвечаем: составленное штатное расписание подписывают главбух и начальник отдела кадров. В общем случае подписи ставятся в конце документа. Однако, если «штатка» большая, то ее лучше прошить.

После подписания документа его должен утвердить руководитель организации своим приказом (раздел 1 указаний, утв. постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1). Кто утверждает штатное расписание автономного образовательного учреждения? Правильно, его руководитель. Утверждение штатного расписания – его непосредственная функция. При этом, если руководитель занят, то утвердить штатку может любо уполномоченный им сотрудник.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2008, N 3

Особенности составления штатного расписания в различных бюджетных учреждениях

В предыдущих номерах журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения» подробно освещался вопрос о порядке составления штатного расписания, а также была обоснована обязательность его составления в бюджетном учреждении.

В данной статье рассмотрим законодательное регулирование особенностей составления и утверждения штатных расписаний в бюджетных учреждениях различных сфер деятельности, а также порядок установления численности персонала.

Составление штатного расписания

в учреждениях здравоохранения

Приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996 N 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» (далее — Приказ) был установлен Порядок составления штатного расписания, а также приведены примерные формы штатных расписаний различных учреждений здравоохранения.

В соответствии с п. 2 Приказа штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно. В графе «Утверждаю» ставятся подпись главного врача (директора, заведующего, начальника) и дата утверждения. Переутверждение штатного расписания на предстоящий год не обязательно, если в него не вносились изменения или вносились незначительные изменения. В этом случае оформляется перечень изменений (п. 3).

Наименование учреждений здравоохранения указывается в соответствии с Номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения <1>.

<1> Приказ Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (ред. от 19.02.2007).

Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения (п. 5 Приказа). В каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном. Например, врач-терапевт, медицинская сестра палатная, санитарка-буфетчица. Должности, не относящиеся к медицинским или фармацевтическим, приводятся в штатном расписании, как правило, по не медицинским структурным подразделениям (п. 6 Приказа). Наименования структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке (п. 8 Приказа).

Основой составления штатного расписания является смета фонда заработной платы, которой должно соответствовать общее количество должностей (п. 7 Приказа). При этом следует учитывать Положение об оплате труда работников здравоохранения <2>.

Перечислим другие нормативные правовые акты, рекомендуемые для использования при определении численности работников организаций здравоохранения:

— Постановления Минтруда России от 22.12.2003 N 86 «Об утверждении Нормативов численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов», от 15.02.2002 N 13 «Об утверждении Нормативов численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов»;

— Приказы Минздравсоцразвития России от 17.01.2007 N 39 «Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского, педагогического и прочего персонала домов ребенка», от 27.01.2006 N 39 «Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала отделений судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений», от 27.01.2006 N 45 «Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала наркологических учреждений и наркологических подразделений в составе других лечебно-профилактических учреждений»;

— Приказы Минздрава России от 16.10.2001 N 371 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч человек» (в ред. от 28.04.2006), от 09.06.2003 N 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (в ред. от 19.12.2003), от 21.03.2003 N 112 «О штатных нормативах центра, отделения общей врачебной (семейной) практики»;

— Письмо ФСС РФ от 30.04.1998 N 02-10/08-2019 «О рекомендуемых штатных нормативах санаторно-курортных учреждений, подведомственных Фонду социального страхования Российской Федерации»;

— Приказ Минздравмедпрома России от 31.05.1996 N 223 «Об утверждении штатных нормативов специалистов консультативных отделов диагностических центров»;

— Приказ Минздрава СССР от 20.04.1979 N 435 «О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы по штатному нормированию работников учреждений здравоохранения» (вместе с Положением о порядке разработки документов и материалов по нормированию труда работников учреждений здравоохранения, Положением о работе профильных научно-исследовательских институтов по разработке нормативных документов для штатного нормирования, Положением о нормативно-исследовательском центре труда работников учреждений здравоохранения).

Также следует учитывать правовые акты, признанные Приказом Минздрава СССР от 31.08.1989 N 504 <3> рекомендательными. Среди них можно выделить его Приказы от 01.11.1983 N 1266 «О штатных нормативах медицинского и инженерно-технического персонала санитарно-эпидемиологических станций на водном транспорте», от 11.10.1982 N 999 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек», от 26.09.1978 N 900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов», от 31.03.1978 N 310 «О дополнениях и изменениях штатных нормативов медицинского и инженерно-технического персонала санитарно-эпидемиологических станций».

<3> Приказ Минздрава СССР от 31.08.1989 N 504 «О признании рекомендательными нормативных актов по труду Минздрава СССР».

Составление штатного расписания в учреждениях образования

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» <4> образовательные учреждения самостоятельно устанавливают структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатное расписание и распределяют должностные обязанности.

<4> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 07.07.2003).

Количество штатных единиц управленческого и технического персонала образовательного учреждения зависит от количества обучаемых. В настоящее время еще продолжают действовать типовые штаты для различных видов образовательных учреждений, имеющие рекомендательный характер для использования при расчете минимально необходимого числа сотрудников учреждений, объем работы которых не превышает предусмотренные в них показатели для введения той или иной должности. В качестве примера можно назвать следующие правовые акты:

— Приказ Минкультуры СССР от 19.10.1984 N 552 «Об утверждении Типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений»;

— Приказ Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию от 20.12.1983 N 178 «Об утверждении Типовых штатов средних специальных учебных заведений, Типовых штатов заочных отделений средних специальных учебных заведений и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий средних специальных учебных заведений Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию»;

— Постановление Минтруда России от 21.04.1993 N 88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)»;

— Приказ Гособразования СССР от 15.05.1991 N 227 «Об утверждении Примерного положения об учреждении «Школа — детский сад» и Примерных штатных нормативов этого учреждения»;

— Приказ Гособразования СССР N 306, Минздрава СССР N 185, Госкомтруда СССР N 33 от 04.05.1990 «Об утверждении Положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовых штатов санаторных детских дошкольных учреждений для ослабленных и часто болеющих детей».

Среди нормативно-правовых актов субъектов РФ в качестве примера можно назвать Постановление Правительства Ленинградской области от 19.10.2007 N 262 «Об утверждении штатных нормативов руководителей, специалистов, технических исполнителей (учебно-вспомогательного персонала), относимых к категории служащих и рабочих для государственных образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета Ленинградской области» (ред. от 28.12.2007).

Для общеобразовательных учреждений типовые штаты законодательством РФ не предусмотрены. Число учителей разных специальностей определяется исходя из объема учебной нагрузки.

Предельный объем учебной нагрузки законодательством РФ также не установлен. Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении <5> объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Вместе с тем ст. 333 ТК РФ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени педагогических работников — 36 часов в неделю. Приложение к Постановлению Правительства РФ N 191 <6> конкретизирует продолжительность рабочего времени в зависимости от должности и специальности с учетом особенностей их труда. Например, продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю устанавливается учителям 5 — 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов) и т.д.; 20 часов в неделю — учителям 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений.

<6> Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (в ред. от 09.06.2007).

Таким образом, количество штатных единиц в общеобразовательном учреждении может быть рассчитано на основании количества часов согласно учебному плану, количеству обучаемых и в соответствии с максимальной недельной продолжительностью рабочего времени педагога.

Возможна также работа по совместительству, которая в течение одного месяца согласно ст. 284 ТК РФ не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» работникам вузов установлена максимальная учебная нагрузка в размере 900 часов в учебном году (п. 88).

Важным документом при составлении штатного расписания является изданное Минтрудом Постановление от 11.11.1992 N 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации».

Штатное расписание в судебных учреждениях

Судебный департамент при Верховном Суде (далее — Судебный департамент) как орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей <7>, уполномочен в том числе определять потребность судов в кадрах, организовывать делопроизводство и работу архивов судов, по вопросам своего ведения разрабатывать проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 23.04.2007 N 54 утверждена Инструкция по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Инструкция), положения которой обязательны для исполнения при разработке, утверждении и внесении изменений в штатные расписания судов общей юрисдикции, Судебного департамента и управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ (далее — суды).

В соответствии с п. 6.9 Инструкции штатные расписания судов утверждаются приказами должностных лиц (указанных в п. 6.8 Инструкции) ежегодно после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и издания Судебным департаментом соответствующих приказов об утверждении численности <8>, а также доведения приказов до председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов и начальников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ.

<8> Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 18.10.2007 N 121 «Об утверждении численности федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации на 2008 год» (с изм. от 24.12.2007 N 160).

Копии приказов об утверждении штатных расписаний, а также копии согласованных и утвержденных штатных расписаний судов представляются в отдел государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента ежегодно в течение 2 месяцев после получения уведомлений о бюджетных обязательствах. Копии приказов об утверждении штатных расписаний и копии согласованных и утвержденных штатных расписаний окружных (флотских) и гарнизонных военных судов представляются также в Главное управление обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента в установленные сроки.

Экземпляры штатных расписаний хранятся постоянно (п. 6.10 Инструкции).

Согласно п. 6.11 Инструкции изменения в штатные расписания вносятся не чаще одного раза в квартал приказами соответствующих должностных лиц (указаны в п. 6.12 Инструкции) при изменении наименований или перераспределении должностей государственной гражданской службы в структурных подразделениях государственного органа, изменении тарифных ставок (окладов) и по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.

Копии приказов по внесению изменений в штатное расписание:

— верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда и управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ — направляются в течение месяца в отдел государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента;

— районного суда и гарнизонного военного суда — направляются в течение месяца в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ (п. п. 6.17, 6.18)

Порядок оформления штатного расписания судов установлен п. 6.7 Инструкции. При заполнении штатного расписания подчистки и исправления не допускаются.

Стоит обратить внимание на следующие положения: штатная численность отделов должна быть не менее 5 единиц. Каждое структурное подразделение суда рекомендуется располагать на отдельной странице.

Наименования должностей указываются по старшинству (начальник отдела, заместитель начальника отдела, ведущий консультант и т.д.); классный чин, предусмотренный по занимаемой должности (в соответствии с квалификационными требованиями и должностными обязанностями, изложенными в должностных регламентах, указываются соответствующий классный чин юстиции и (или) классный чин государственной гражданской службы).

Численность персонала по охране и обслуживанию зданий в состав отделов не включается, а указывается на отдельном листе. Должности администраторов судов располагаются на отдельном листе.

Ведение и хранение документов по организационно-штатным вопросам осуществляется в установленном порядке отделом государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента, Главным управлением обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, отделами государственной службы и кадров, государственными гражданскими служащими, в обязанности которых входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего федерального суда общей юрисдикции, управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ (п. 6.16 Инструкции).

Круг должностных лиц, допущенных к ознакомлению с утвержденными штатными расписаниями верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, районных судов, гарнизонных военных судов и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, определяет заместитель генерального директора Судебного департамента, курирующий кадровую работу (п. 6.20 Инструкции).

Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации <9>.

<9> Статья 9 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Например, согласно Закону Нижегородской области от 05.11.1999 N 72-З «О мировых судьях Нижегородской области» численность и штатное расписание аппарата мирового судьи, а также численность работников обслуживающего персонала устанавливаются Правительством Нижегородской области применительно к каждому административно-территориальному образованию с учетом действующих нормативов и фактического расположения судебных участков.

Законом Санкт-Петербурга от 24.10.2000 N 552-64 «О мировых судьях Санкт-Петербурга» установлено 211 судебных участков, на каждом из которых работает один мировой судья.

Статья 4 Областного закона Ленинградской области от 06.07.2001 N 41-оз «О мировых судьях Ленинградской области» закрепляет создание 75 судебных участков и, соответственно, 75 должностей мировых судей.

Общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации, в том числе судей и работников аппарата ВАС, устанавливается федеральным законом (ст. 47 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Численность судей и работников аппаратов федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ устанавливается ВАС в пределах общей численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации.

Структура и штатное расписание ВАС утверждаются его Председателем. Структура и штатное расписание федерального арбитражного суда округа, арбитражного суда субъекта РФ утверждаются председателем соответствующего арбитражного суда.

Структура и штатное расписание аппарата окружного (флотского) военного суда, а также численность его работников утверждаются по представлению председателя суда президиумом соответствующего суда (ст. 16 Закона N 1-ФКЗ <10>). Структура и штатное расписание аппарата военного суда, численность его работников определяются в пределах выделенных средств президиумом соответствующего суда, а при его отсутствии — председателем соответствующего суда. Структура и штатное расписание аппарата Военной коллегии, численность его работников определяются в пределах выделенных средств Председателем Верховного Суда (ст. 33).

<10> Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ред. от 04.12.2006).

Штатное расписание аппарата Конституционного Суда утверждает его Председатель <11>.

В иных бюджетных учреждениях и государственных органах порядок составления штатного расписания специальными нормами права не урегулирован, имеются лишь отдельные данные о его формировании.

Штатное расписание в иных бюджетных учреждениях

Штатное расписание в территориальных органах федерального органа исполнительной власти. Структура и штатное расписание аппарата территориального органа федерального органа исполнительной власти утверждаются его руководителем в пределах установленного фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий) на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений <12>.

<12> Пункт 1.5 Постановления Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 28.03.2008).

Структурными подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти являются отделы. В штатное расписание отделов включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (п. 1.8).

Штатное расписание в прокуратуре. Согласно ст. 18 Федерального закона N 2202-1 <13> прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

<13> Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007).

Следственный комитет при Прокуратуре РФ является ее органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ в пределах установленных штатной численности и фонда оплаты труда работников (сотрудников) Следственного комитета при Прокуратуре РФ и его структурных подразделений утверждает их структуру и штатное расписание, а также определяет полномочия структурных подразделений (ст. 20.1).

Штатное расписание в таможенных органах. В таможенных органах РФ штатное расписание формируется работниками кадровой службы <14>. Структура и штатное расписание региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов утверждаются начальниками этих таможенных органов в пределах установленных ФТС России фонда оплаты труда и численности должностных лиц и работников <15>.

<15> Пункт 1.6 Приказа ФТС России от 28.11.2007 N 1479 «О Регламенте Федеральной таможенной службы».

Штатное расписание в службе судебных приставов. Структуру и штатное расписание центрального аппарата ФССП и территориальных органов в пределах установленных Президентом РФ численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата ФССП и территориальных органов утверждает директор <16>.

<16> Пункт 10 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (ред. от 21.04.2008).

Штатное расписание в органах местного самоуправления. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ <17>.

<17> Статья 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Н.Н.Булыга

Редактор журнала

«Отдел кадров

бюджетного учреждения»

Подписано в печать

штатное расписаниеприказ об утверждении штатного расписания образецприказ об утверждении штатного расписанияприказ о штатном расписанииобразец приказа об утверждении штатного расписаниясоставление штатного расписанияприказ о введении штатного расписанияприказ о введении штатного расписания образецразработка штатного расписанияприказ штатное расписаниеприказ утверждение штатного расписания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *