Штрафы за нарушение экологического законодательства

Однако в одиночку экологи не могут справиться с таким негативным положением дел, поэтому государство предусматривает штраф за загрязнение окружающей среды в 2019 году, чтобы хоть как-то наказывать недобросовестных производителей и справляться с их беспределом, предупреждая его на ранних стадиях.

Классификация вреда природе

Экологи выделяют четыре классификации загрязнения природы на основании источников возникновения. Среди них: 1. Физическое – радиационное, тепловое, шумовое и т.п., что приводит к изменению определенных характеристик в окружающей среде. 2. Механическое – огромные кучи мусора по всему миру. 3. Биологическое – источником служат живые организмы, наносящие вред экологии в результате антропогенной деятельности или же по естественным причинам. 4. Химическое – приводит к изменению базового состава ресурсов, в которых увеличивается содержание вредных химических веществ, проникающих в окружающую среду.

Сферы окружающей среды

Окружающая среда подразделяется на: почву, атмосферу и воду. Каждая из этих сфер подлежит загрязнению и не важно, о России идет речь или о другой стране – экологическая проблема есть везде, независимо от ее местоположения.

Атмосфера

Газообразная оболочка участвует в процессе определения климата и теплового фона планеты. Ее состав постоянно меняется и сегодня частично определяется факторами хозяйственной активности человека.

Основные источники вреда:

  • транспорт;
  • тепловые и электростанции;
  • предприятия, занимающиеся химической промышленностью;
  • лесные пожары, сжигание мусора и отходов.

Почва

Негативные факторы влияния человеческих рук наносят вред и тонкому слою литосферы, где происходит процесс обмена между неживой и живой системой. Как наносится вред:

  • строительство дорог и различных сооружений;
  • добыча полезных ископаемых;
  • обильное применение удобрений и химических ядов для очищения от сорняков и вредителей;
  • автомобильный выхлоп содержит свинец, отравляющий организмы, который обитают в почве;
  • чрезмерное вспахивание;
  • работа электростанции и радиоактивный осадок;
  • слив жидких отходов с предприятий.

Вода

Сегодня водная оболочка сильно загрязнена. Бутылки, плавающие на поверхности воды, и нефтяные пятна – это лишь поверхностные проблемы, которые видны невооруженным взглядом, а сколько их на самом деле представить сложно. Загрязнение может быть естественным, по причине паводков и селей, и неестественным, под влиянием человеческого фактора.

Пример воздействия:

  • канализационными стоками;
  • предприятиями химической промышленности;
  • кислотными дождями;
  • фермерскими хозяйствами;
  • нефтяными платформами и рыбным промыслом;
  • бытовыми отходами в населенных пунктах;
  • тепловым (ТЭЦ используют воду для охлаждения турбин, сливая нагретую в водоем).

Информация для юридических лиц

Вред, наносимый окружающей среде, для предприятий не является безнаказанной деятельностью. Согласно ФЗ №7 (статья 16) «Об охране окружающей среды», плата за вредное воздействие взимается со всех организаций и ИП без исключения, которые трудятся в сферах, наносящих вред природе.

Виды вредного воздействия:

  • сброс отходов от потребления и выпуска продукции;
  • загрязнение воздуха от передвижных и стационарных источников;
  • выброс загрязняющих веществ в подземные и поверхностные площади сбора воды и водные объекты;
  • иные виды вреда природе: вибрация, шум, радиация, электромагнитные волны (за этот вид воздействия не нужно платить).

Чтобы обзавестись разрешением на вредный выброс, каждое предприятие должно иметь следующие документы:

  • разрешение на выброс вредных примесей в воду;
  • справку о разрешении на выброс вредных веществ в атмосферные объекты;
  • лимиты выбросов от потребления и выпуска продукции.
    • Без этого пакета документов вредные выбросы, оказывающие плохое воздействие на природу – это противоправное административное и даже уголовное деяние. Если у руководства нет полного объекта разрешающих документов, то независимо от уровня загрязнения, он оформляется перевыполненным в полном объеме, а значит, взимается плата в пятикратном объеме от установленного норматива за сброс, выброс и разбрасывание отходов в пределах нормы.

      Штраф за незаконный выброс загрязняющих веществ

      Законодательство устанавливает срок выплаты в ежеквартальном формате. Делать это нужно не позднее 20-го числа месяца, который следует за текущим отчетным периодом. Отчетный период – это каждый календарный квартал. Если в установленные сроки предприятием не вносится плата, то назначаются следующие яадминистративные взыскани:

      • юридическое лицо – 50-100 тысяч рублей;
      • должностное лицо – 3-6 тысяч рублей.

      Наказание за загрязнение окружающей среды может быть и более щадящим. Согласно КоАП РФ при умышленном сокрытии или искажении предоставленной информации об источниках загрязнения, радиационной обстановке, о состоянии почвы и иных природных ресурсом лицом, которое обязано сообщать подобную информацию, должен быть уплачен штраф:

      • должностным лицом – 1-2 тысячи рублей;
      • физическим лицом – 500-1000 рублей;
      • юридическим лицом – 10-20 тысяч рублей.

      Если в 2019 году нарушить законодательство в части осуществления деятельности, которая не указана в разрешающей документации, но наносит вред природе, административное взыскание составит:

      • юр. лицо – 50-150 тысяч;
      • ИП или должностные лица – 5-10 тысяч;
      • гражданин – 2-2,5 тысячи.

      Правила расчета этих выплат напрямую зависят от степени тяжести нанесенного вреда и иных обстоятельств, влияющих на этот размер. Наказание определяется правовым статусом, характером правонарушения и формой собственности объекта, в отношении которого было нарушено законодательство. Существуют следующие меры:

      • штраф;
      • конфискация продукции, незаконно выпущенной;
      • предупреждение;
      • изъятие средств и орудий совершения правонарушения;
      • лишение прав на занятие определенным видом деятельности.

      В административном кодексе представлена целая глава, которая определяет, какой штраф предприятие или гражданин должны заплатить при нарушении экологического законодательства. Подробнее с главой №8 КоАП РФ, содержащей 46 статей, вы можете ознакомиться здесь

Вводная информация

Хозяйствующие субъекты («упрощенцы» не являются исключением), использующие в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату, компенсирующую такое воздействие. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

  • размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории (I – IV). Критерии отнесения объектов к этим категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке объекта на государственный учет (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), факт которого удостоверяется выдачей субъекту соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации о нем.

Для справки! Методические рекомендации по проведению актуализации объектов НВОС, включенных в государственный реестр, приведены в Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно на объектах IV категории (характерный пример такого объекта – офис (офисное здание) субъекты освобождаются от внесения платы за НВОС. Данная преференция установлена п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и действует с 1 января 2016 года.

Добавим: реализация субъектом данной преференции возможна только после присвоения объекту соответствующей категории (то есть если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории). Такие разъяснения даны в Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270.

Базовые правила исчисления и уплаты платежей за НВОС

Для удобства восприятия базовые принципы расчета, внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведены в таблице.

Аспект

Конкретика

Порядок исчисления платежей за НВОС

Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности).

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил № 255*). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 Правил № 255

Отчетный период

Календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Порядок и сроки их уплаты

В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, вносятся не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. Годовой платеж определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за год, и внесенными авансовыми платежами (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Форма и порядок заполнения декларации о плате за НВОС, а также электронный формат

Утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3

Срок и периодичность представления декларации о плате за НВОС

Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)**

Способ представления декларации о плате за НВОС

По выбору субъекта (п. 5, 6 Приказа Минприроды России № 3)***:

– либо на бумажном носителе (если у субъекта нет ЭП или технической возможности подключения к Интернету или годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее) лично уполномоченным работником субъекта или по почте;
– либо в электронной форме по каналам ТКС

Место представления декларации о плате за НВОС

По месту учета объекта, негативно влияющего на окружающую среду (п. 7 Приказа Минприроды России Ф № 3).

Субъекты, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554

* Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

** К декларации должны быть приложены следующие документы:

  • документ, который подтверждает полномочия лица, действующего от имени субъекта, на подписание и (или) представление декларации, если декларация подписывается и (или) представляется таким уполномоченным лицом;

  • перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, если в отчетном году была произведена корректировка размера платы.

*** Датой представления «электронной» декларации считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре. Датой представления «бумажной» декларации считается отметка Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления (п. 9 Приказа Минприроды России № 3).

Приветствую, друзья-экологи и природопользователи! К сведению заинтересованных лиц — в КоАП РФ включены новые составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды. Давайте посмотрим, сколько будем платить в казну. Спойлер: новые штрафы по экологии от 1 000 до 1 000 000 рублей.

Итак, искомый документ Федеральный закон от 17.06.2019 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Скачать 141-ФЗ в формате MS Word можно ниже.

Изменения вступили в силу с 17 июня 2019 года.

В КоАП РФ вводятся шесть новых составов административных правонарушений (коротко):

1. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (статья 6.35.);

2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (статья 8.2.1.);

3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, при обращении с веществами, разрушающими озоновой слой, при обращении с отходами животноводства, при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (статья 8.2.2.);

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (статья 8.2.3.);

5. Нарушение порядка представления отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год (статья 8.5.1.);

6. Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (статья 8.41.1.).

Обратите внимание, что впервые устанавливается ответственность для производителей и импортеров товаров.

Кроме новых статей и штрафов, была изменена статья 8.2 КоАП РФ (Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления) и увеличены суммы штрафов по статье 8.4 КоАП РФ (Нарушение законодательства об экологической экспертизе).

Пока заменял суммы штрафов указанные прописью на цифры, чтобы вам было удобно ориентироваться, задался вопросом, а чего это наш законодатель такой разбег в суммах иногда делает? В каких-то статьях, условно, на юридических лиц делает вилку от 50 000 до 70 000 рублей, а в других статьях, опять же условно, на юридических лиц делает вилку от 70 000 до 150 000 рублей, т.е. более чем в 2 раза! Вообще интересно, чем они руководствуются, когда «придумывают» суммы штрафов? Сидят в бане и под пивко или какая-то методика есть? В общем одни вопросы…

Да, пока вы не впали в ужас от новых штрафов в области охраны окружающей среды, напомню, что у нас можно пройти обучение по экологии. Обучаем по двум программам:

  1. Обеспечение экологической безопасности руководителями, специалистами общехозяйственных систем управления (72 часа);
  2. Экологическая безопасность предприятий в области обращения с опасными отходами I-IV класса опасности (112 часов).

У кого есть потребность в обучении, заходите сюда.

Теперь более подробно, поскольку каждая статья «заряжена» частями и вытекающими из этих частей штрафами.

Статья 6.35 КоАП РФ — Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления

1. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 000 до 60 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 250 000 до 350 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 70 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 550 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 60 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 350 000 до 450 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 6 000 до 7 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 600 000 до 700 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 7 000 до 8 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 60 000 до 70 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 90 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 700 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

7. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 70 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 450 000 до 550 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

8. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 7 000 до 8 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 60 000 до 70 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 90 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 700 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

9. Действия (бездействие), предусмотренные частью 7 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 8 000 до 9 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 70 000 до 80 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 100 000 до 110 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 800 000 до 900 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

10. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 8 000 до 10 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 70 000 до 90 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 90 000 до 110 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 600 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

11. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 10 000 до 12 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 90 000 до 100 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 110 000 до 120 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 800 000 до 900 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

12. Действия (бездействие), предусмотренные частью 10 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 12 000 до 14 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 100 000 до 110 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 120 000 до 130 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 900 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

И это только первая новая статья… идём дальше.

И напоследок повысили штрафы по экологии по статья 8.4 КоАП РФ — Нарушение законодательства об экологической экспертизе

В части первой:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей (было от 5 000 до 10 000);
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей (было от 50 000 до 100 000).

В части второй:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей (было от 5 000 до 10 000);
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей (было от 50 000 до 150 000).

Вот такие дела друзья-экологи и природопользователи. О технических изменениях, вроде нумераций статьей, уже не буду здесь, посмотрите 141-ФЗ в MS Word сами.

Что вы думаете о новых статьях и штрафах по экологии? Отпишитесь в комментариях.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Федеральный закон от 17.06.2019 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

На этом всё. За рейтинговые звёздочки особая благодарочка 😉 Спасибо за поддержку и участие!

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Росприроднадзор выписал штраф в размере максимального ущерба, нанесенного Арктике разливом в тундре 21 тыс. тонн дизельного топлива, и предложил «Норникелю» оплатить его. Сумма получилась рекордная. Однако «Норникель» готов ее оспорить в суде и имеет на это шансы.

Природоохранное ведомство насчитало ущерба на 147,7 млрд рублей, что примерно соответствует 2,1 млрд долларов. Это беспрецедентно высокая для России сумма штрафа. Даже в мире редко оценивали нанесенный природе ущерб так высоко. Можно вспомнить претензии из-за разлива нефти с танкера Exxon у берегов Аляски, оцениваемые в 5 млрд долларов, претензии Эквадора к американской компании Chevron на сумму 9,5 млрд долларов за загрязнение сельвы в районе Амазонки, или сумму претензий США к ВР в размере около 20 млрд долларов за аварию в Мексиканском заливе. Но для России и 2 млрд долларов – беспрецедентно высокий экологический штраф.

Нельзя сказать, чтобы сумма претензий была совсем непосильна для «Норникеля». По результатам 2019 года одних только дивидендов акционерам компания выплатила на общую сумму 323,69 млрд рублей. И все же эту сумму незначительной точно не назовешь. Штраф на 147,78 млрд рублей даже без учета затрат на ликвидацию последствий аварии может не только оставить акционеров без дивидендов в этом году, но и заставить компанию сократить капитальные затраты, в том числе на решение экологических проблем, которые были ранее запланированы. В частности, на экологическую программу «Норникеля» по сокращению выбросов диоксида серы предполагалось потратить до 2025 года 3,5 млрд долларов.

Сумма, рассчитанная Росприроднадзором, явно не учитывает того, что «Норникель» уже вовсю занимается ликвидацией ущерба за свой счет. «Ущерб окружающей среде и ликвидация последствий аварии – два несопоставимых понятия», – заявил глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. Надо ли это понимать так, что «Норникель» может оплатить штраф и больше не тратить силы и средства на его ликвидацию? Конечно, компании выгоднее самой заниматься ликвидацией последствий аварии, распределив затраты на несколько лет, чем платить всю сумму сразу. Но самое тяжелое будет, если и штраф будет оплачен в полной мере, и затраты по ликвидации нести. Минприроды считает, что не надо смешивать. Но ведь идея и смысл возмещения вреда состоит в восстановлении экологии, а не в наказании того, кто нанес вред. «Норникель» выразил готовность не только ликвидировать последствия, но и полностью восстановить экосистему района аварии. Такой гигантский штраф, конечно, пополнит государственный бюджет в сложный для страны период, но он явно демотивирует «Норникель» всерьез заниматься восстановлением экосистемы.

Не оспаривая вину и соглашаясь возместить ущерб, компания все же намерена оспаривать саму величину штрафа вплоть до разбирательств в суде. Тем более, что для этого есть основания: сомнительна обоснованность применения при расчете ущерба максимальных коэффициентов, используемых в случае невозможности или отказа от ликвидации последствий разлива нефтепродуктов, что очевидно не соответствует реальным действиям «Норникеля», немедленно начавшего работы на загрязненной территории. При всей негативной реакции, которую вызвала эта действительно серьезная авария, она все же не повод для максимального выкачивания ресурсов из компании. Я полагаю, сумма названа для резонанса (госорганы, конечно, умеют поднять хайп, как никто другой), а также в качестве затравки для более конструктивных переговоров и согласования позиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *