Статус составителя платёжки по страховым взносам

Показатель статуса в платежном поручении

Статус в платежках по земельному налогу: нюансы

Заполняем платежку по налогам, сборам и страховым взносам: текущие нормы

Платежки в ФСС: мнение фонда

Итоги

Показатель статуса в платежном поручении

Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:

  • Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800, уточнившее применение показателей статуса плательщика в корреляции с КБК, используемым в качестве идентификаторов бюджетных обязательств;
  • Минфина России от 20.05.2016 № 02-08-12/29143, определившее зависимость между тем, кто и куда платит, для некоторых кодов, в частности, указавшее номер кода, проставляемый при уплате налога одним физлицом за другое;
  • ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, отметившее, что ошибка в указании статуса плательщика не делает налоговый платеж неуплаченным и может быть исправлена путем уточнения через заявление, направленное в налоговый орган.

В связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов разъяснения о статусе в платежках таковы:

О позиции Банка России в отношении кода 14 читайте в материале «Банк России высказался по заполнению поля «101» при уплате страховых взносов».

Приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н с 02.10.2017 обновлены 2 статуса плательщика:

  • 03 — его в платежном поручении проставляет организация федеральной почтовой связи при составлении распоряжения о переводе денег по каждому платежу физлица (кроме уплаты таможенных платежей);
  • 06 — данный код предусмотрен для участников внешнеэкономической деятельности — юрлиц (кроме получателя международного почтового отправления).

О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:

  • «Верно указываем назначение платежа в платежном поручении»;
  • «Указываем очередность платежа в платежном поручении».

Какой код УИН указывать организациям в платежных поручениях в 2020 году

Организации проставляют код УИН только в том случае, когда перечисляют в бюджет сумму, указанную в требовании об уплате налога, сбора, страхового взноса, пеней или штрафа. Такое требование может прийти из налоговой инспекции. Фонды вправе начислять страхователям некоторые виды штрафов. Например, Пенсионный фонд может выставить требование об уплате штрафа за непредставление ежегодных сведений о стаже, а Фонд социального страхования — за нарушение срока или порядка сдачи 4-ФСС.

Заполняйте и сдавайте СЗВ-СТАЖ (СЗВ-ИСХ, СЗВ-КОРР) и ОДВ-1 через интернет Сдать бесплатно

В подобной ситуации бухгалтеру нужно сделать два простых шага.

  1. Определить, какой УИН значится в требовании об уплате налога, сбора, страхового взноса, пеней или штрафа.
  2. Продублировать его в поле 22 платежки, которая оформляется в связи с исполнением требования.

Очень важно не ошибиться при переносе кода из требования в платежку. Неверное значение приведет к тому, что платеж не будет идентифицирован. Как следствие, задолженность организации не будет списана своевременно, что приведет к дальнейшему начислению пеней.
Иначе обстоит дело, если организация рассчитывает сумму платежа самостоятельно. Именно так бывает при уплате текущих налогов, сборов и взносов, величина которых обозначена в декларации, расчете или другом документе. Например, НДС по итогам квартала, налог на прибыль по итогам года, НДФЛ за месяц и проч. А в некоторых случаях организация сама считает недоимку за прошлые периоды и пени. Тогда уникальный идентификатор указывать не нужно.

ВНИМАНИЕ. Банк обязан принять и исполнить платежку без УИН, если юридическое лицо перечисляет текущие платежи по налогам или взносам, либо погашает недоимку, рассчитанную собственными силами. Главное, чтобы компания не забыла отразить свой ИНН.

Автоматически сформировать платежку на уплату налога по данным из декларации и сдать отчетность через интернет

Существует еще одна причина, по которой организация не отражает УИН. Это ситуация, когда требование об уплате получено, но уникального идентификатора начисления там нет. При таких обстоятельствах бухгалтер не в состоянии указать УИН в платежке.

УИН в платежке индивидуального предпринимателя

ИП, нотариусы, адвокаты и прочие «частники» вправе вносить в платежки один из двух реквизитов: либо ИНН, либо УИН. Это подчеркнула Федеральная налоговая служба в письме от 08.04.16 № ЗН-4-1/6133@.
Делаем выводы:

  • при перечислении сумм, указанных в требовании об уплате, у ИП есть два варианта: либо проставить УИН (продублировав его из требования) и не указывать ИНН, либо проставить ИНН и не указывать УИН;
  • при перечислении сумм, рассчитанных самостоятельно, у ИП есть только один вариант: отобразить в платежке ИНН, поскольку уникальный идентификатор отсутствует.

Заполняйте платежки в веб-сервисе для ИП бесплатно

Что указывать в поле 22

Поле платежного поручения 22 «Код» не может быть пустым. В нем необходимо указать уникальный идентификатор начисления, а при его отсутствии поставить ноль («0»). Платежка с незаполненным полем 22 оформлена неправильно, и банк ее не примет.
ВАЖНО. В задачи налогоплательщика не входит самостоятельное определение УИН для того или иного платежа. Этот код переносится из требования об уплате. Причем единого значения, которое применялось бы для всех налогов, сборов, взносов, пеней или санкций, не существует. Каждый код уникален.

Статус в платежках по земельному налогу: нюансы

То, каким образом следует указывать статус в платежках по земельному налогу, поясняет письмо Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800. Это зависит от того, кто осуществляет перечисление:

  1. Физлицо.
  2. Юрлицо.

Физлицам рекомендуется фиксировать статус:

  • 03 — для юрлиц, классифицируемых как организация федеральной почтовой связи (или ФПС) и формирующих распоряжения о переводе финансовых средств по платежам физлиц;
  • 09 — для ИП;
  • 10 — для нотариусов, которые занимаются частной практикой;
  • 11 — для адвокатов, имеющих собственный кабинет;
  • 13 — для физлиц, являющихся клиентами кредитно-финансовой организации, владельцами счета;
  • 15 — для банков, их филиалов, платежных агентов, организаций ФПС, формирующих платежные поручения на некую общую сумму с реестром на транзакцию денежных средств, которые приняты от плательщиков в статусе физлиц;
  • 16 — для участников внешнеэкономических действий в статусе физлица;
  • 17 — для участников внешнеэкономических действий в статусе ИП;
  • 19 — для юрлиц и их филиалов, сформировавших распоряжение о транзакции денежных средств, которые удержаны из зарплаты должника в статусе физлица в счет долгов по обязательствам перед бюджетной системой РФ на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — для кредитных структур и их филиалов, платежных агентов, которые формируют распоряжения о транзакциях денежных средств по отдельным платежам физлица.

У юрлиц статус может быть таким:

  • 01 — для налогоплательщиков в статусе юрлица;
  • 02 — для налоговых агентов;
  • 04 — для налоговых органов;
  • 05 — для территориальных структур Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — для участников внешнеэкономических действий в статусе юрлиц;
  • 07 — для таможенных структур;
  • 26 — для учредителей фирмы-должника, собственников имущества фирмы в статусе унитарного предприятия либо третьих лиц, которые сформировали распоряжение о проведении транзакции финансовых средств, направленной на погашение требований кредиторов в процессе банкротства.

Об оформлении платежки по земельному налогу читайте в статье «Платежное поручение на уплату земельного налога (образец)».

Заполняем платежку по налогам, сборам и страховым взносам: текущие нормы

Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:

  • 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
  • 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
  • 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
  • 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
  • 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
  • 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
  • 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
  • 09 — указывается ИП (при уплате различных налогов, например, при ОСН, УСН, ЕНВД);
  • 10, 11, 12 — указывается соответственно нотариусами, адвокатами, фермерами (также при уплате налогов);
  • 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом;
  • 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
  • 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
  • 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
  • 18 — указывается плательщиком таможенных сборов, обязанным уплачивать их в силу закона, но не являющимся декларантом;
  • 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
  • 21, 22 — указывается ответственными участниками, входящими в состав консолидированных групп плательщиков и обычными участниками соответственно;
  • 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
  • 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ;
  • 25 — указывается банками-гарантами при формировании распоряжений в процессе возврата НДС, при уплате акцизов;
  • 26 — указывается учредителями фирмы-должника, собственниками имущества унитарного предприятия, а также третьими лицами, намеревающимися взыскать долг с соответствующей фирмы в процессе банкротства.

Платежки в ФСС: мнение фонда

ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107.

О проблемах, возникающих при направлении платежного документа в банк, не имеющий средств для перечисления, читайте в материале «Будет ли считаться исполненной обязанность по уплате налога, если платежное поручение направлено именно в тот банк, который не имел средств на расчетном счете?».

Таким образом, в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в поле 101 указывается значение 08 в отношении всех категорий страхователя.

Видеоролик, разъясняющий порядок оформления платежного поручения на перечисление страховых взносов, смотрите по .

Что указывать

Соответствующий статус составителя по страховым взносам в 2019 году в платёжке проставляют согласно Приложению № 5 к приказу Минфина № 107н 2013 года.

Кстати, обращаем ваше внимание, что с конца апреля 2017 года этот нормативный документ действует в новой редакции. Причина – поправки в налоговое законодательство, куда с 01.01.2017 перешло большинство норм о страховых взносах во внебюджетные фонды (кроме в ФСС на травматизм).

Также см. «Страховые взносы с 2017 года: обзор изменений».

Основные изменения как раз затронули статус составителя по страховым взносам (приказ Минфина № 58н от 05.04.2017, действует с 25.04.2017 и частично с 02.10.2017).

Ниже в таблице представлены все возможные варианты статуса составителя по страховым взносам с 2017 года.

Значение статуса составителя в платёжке при уплате страховых взносов
Код Ситуация
01 Страховые взносы перечисляет организация. При этом данные взносы курируют налоговики. То есть статус «01» в платёжке соответствует уплате взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС в части беременностей и листков нетрудоспособности.
08 Организация, коммерсант (ИП), частный нотариус, адвокат, глава КФХ уплачивает страховые взносы, которые налоговики не курируют. То есть речь идёт о взносах в Фонд социального страхования на травматизм.
09 Предприниматель перечисляет страховые взносы, которые курируют налоговики. То есть речь идёт обо всех взносах, кроме в ФСС по травмам.
10 Страховые взносы перечисляет частный нотариус (их курируют налоговики)
11 Страховые взносы перечисляет адвокат (адв-й кабинет) (их курируют налоговики)
12 Страховые взносы перечисляет глава КФХ (их курируют налоговики)
13 Обычное физлицо уплачивает страховые взносы (их курируют налоговики)
24 Обычное физлицо перечисляет взносы в ФСС на травматизм
26 В рамках банкротства необходимо составить распоряжение на погашение долгов по страховым взносам, которые включены в реестр.
Это делают:
· учредители (участники) должника;
· собственники имущества должника – унитарного предприятия;
· третьи лица.

Как видно, статус будет отличаться не только в зависимости от обязанного лица – ЮЛ/ИП/ФЛ, но и какой орган администрирует соответствующие взносы – налоговики в лице ФНС России либо Фонд соцстраха.

Также см. «Платёжки ИП: какой указывать статус составителя».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Коды статусов плательщика на 2020 год

Расшифровка

Код

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов) – юридическое лицо

Налоговый агент (при уплате НДФЛ за работников)

Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо

Организация (индивидуальный предприниматель), которая перечисляет в бюджет другие обязательные платежи

Налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель

Налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой

Налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет

Налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства

Налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета)

Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо

Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель

Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством России возложена обязанность по уплате таможенных платежей

Организации и их филиалы, удержавшие средства из зарплаты (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

Участник консолидированной группы налогоплательщиков

Плательщик – физическое лицо, которое перечисляет в бюджет другие обязательные платежи

Учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве

Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему

Законный или уполномоченный представитель налогоплательщика

Иные организации

Иные физические лица

Статус по взносам и налогам для ИП

В 2020 году при перечислении страховых взносов за наемных работников индивидуальный предприниматель ставит в платежном поручении код «09», при отсутствии персонала – также «09» (письмо ФНС России от 15 февраля 2017 № ЗН-3-1/978).

Что делать, если статус плательщика указали неверно

Некритические ошибки в платежном поручении можно исправить уточнением платежа. К таким ошибкам как раз и относится неверный статус плательщика в поле 101.

Для уточнения платежа нужно подать в ИФНС по месту регистрации фирмы заявление. В заявлении необходимо указать:

  • номер, дату и сумму платежного поручения, в котором была допущена ошибка;
  • указать, что именно поле 101 было заполнено неверно;
  • указать правильный статус поля 101.

К заявлению необходимо приложить заверенную копию платежного документа, в котором была допущена ошибка.

После получения заявления, налоговая произведет сверку по налогам и взносам, уплачиваемым вашей организацией.

И далее примет решение в течение:

  • 10 дней со дня получения заявления об уточнении платежа (если совместная сверка не производилась);
  • 10 дней со дня подписания акта сверки (если совместная сверка была произведена).

Уведомить о принятом решении ИФНС обязана в течение пяти рабочих дней после получения заявления.

Даже если из-за ошибки в поле 101 вам уже успели начислить пени, после принятия решения об уточнении платежа налоговая обязана будет их отсторнировать.

< Предыдущая

Итоги

В платежном поручении на оплату платежей в бюджетную систему РФ статус плательщика указывается в поле 101. Он представляет собой двузначный код из приложения 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

К примеру, при перечислении компанией налогов с собственной деятельности указывается код 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо». А при перечислении страховых взносов в поле 101 проставляется код 08.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *