Учет расчетов по выданным авансам

Учреждения, организации производят расчеты за приобретенную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги на основании заключенных договоров. При этом в соответствии со ст. ст. 487, 711 ГК РФ допускается полная или частичная предварительная оплата (аванс) товара поставщику до передачи его покупателю.

Общие положения

Для чего производят авансирование? Выплата аванса может служить для продавца средствами, необходимыми для приобретения продукции, работ, услуг. Кроме того, она гарантирует, что покупатель заинтересован в приобретении.

Применительно к бюджетным учреждениям авансовые платежи предусмотрены ст. 250 БК РФ, согласно которой получатели бюджетных средств, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета. Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством РФ.

При определении размеров авансовых платежей для оплаты договоров на приобретение продукции, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетных средств субъектов РФ и муниципальных образований следует руководствоваться п. 9 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 N 107 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» (далее — Постановление Правительства РФ N 107), согласно которому получатель средств федерального бюджета при заключении договоров (контрактов) на приобретение продукции (работ, услуг), подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, вправе предусматривать авансовые платежи:

  • в размере 100% суммы договора (контракта) — по договорам (контрактам) о предоставлении услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, а также путевок на санаторно-курортное лечение;
  • по остальным договорам (контрактам) — в размере 30% суммы договора, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Обратите внимание: федеральный бюджет на 2006 г. утвержден Законом РФ N 189-ФЗ <1>, однако Постановление Правительства РФ о мерах по реализации данного Закона, в котором определяются размеры авансовых платежей на 2006 г., не издано. В связи с этим до выхода соответствующего постановления Правительства РФ рекомендуем при заключении договоров на приобретение продукции (работ, услуг) предусматривать авансовые платежи в размерах, установленных Постановлением Правительства РФ N 107. <1> Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».

В договоре следует указать условия авансирования приобретения товаров, работ, услуг. Например, при приобретении бюджетным учреждением у коммерческой фирмы товарно-материальных ценностей в договоре необходимо отразить, что предварительная оплата в размере 30% от цены договора должна быть перечислена фирме в течение определенного периода времени (10 дней с момента заключения договора).

Отражение выданных авансов в бухгалтерском учете

Для учета расчетов по выданным авансам в бюджетных учреждениях Инструкцией N 70н <2> предусмотрен счет 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». Отметим, что на этом счете учитывают только авансы, перечисленные учреждениям за приобретенные товары (работы, услуги). Выдача авансов подотчетным лицам учитывается на счете 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами».

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2005 N 70н.

Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) и Карточке учета средств и расчетов, утвержденных Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

В соответствии с п. 147 Инструкции N 70н учет расчетов по выданным авансам ведется в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления на следующих счетах:

0 206 01 000 «Расчеты по выданным авансам за услуги связи»;

0 206 02 000 «Расчеты по выданным авансам за транспортные услуги»;

0 206 03 000 «Расчеты по выданным авансам за коммунальные услуги»;

0 206 04 000 «Расчеты по выданным авансам за арендную плату за пользование имуществом»;

0 206 05 000 «Расчеты по выданным авансам за услуги по содержанию имущества»;

0 206 06 000 «Расчеты по выданным авансам за прочие услуги»;

0 206 07 000 «Расчеты по выданным авансам по прочим расходам»;

0 206 08 000 «Расчеты по выданным авансам за приобретение основных средств»;

0 206 09 000 «Расчеты по выданным авансам за приобретение нематериальных активов»;

0 206 10 000 «Расчеты по выданным авансам за приобретение непроизведенных активов»;

0 206 11 000 «Расчеты по выданным авансам за приобретение материальных запасов»;

0 206 12 000 «Расчеты по выданным авансам за приобретение ценных бумаг, кроме акций»;

0 206 13 000 «Расчеты по выданным авансам за приобретение акций и иных форм участия в капитале»;

0 206 14 000 «Расчеты с дебиторами по пособиям по социальному страхованию населения»;

0 206 15 000 «Расчеты с дебиторами по пособиям по социальной помощи населению».

Аванс перечисляется при наличии выделенных бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств по статьям Экономической классификации расходов (ЭКР).

В соответствии с п. 146 Инструкции N 70н операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями.

1. Операции по перечислению авансов поставщику отражаются по дебету соответствующих аналитических счетов 0 206 хх 560 как увеличение дебиторской задолженности поставщика перед бюджетным учреждением и кредиту счетов 0 201 01 610 «Выбытие денежных средств учреждении с банковских счетов», 0 201 06 610 «Выбытия денежных средств с аккредитивного счета», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 304 05 000 «Расчеты по платежам их бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов».

2. Операции по получению продукции (работ, услуг) в счет перечисленных ранее авансов отражаются по кредиту аналитических счетов аналитического учета счета 0 206 хх 660 как уменьшение дебиторской задолженности и дебету соответствующих счетов 0 302 хх 830 как уменьшение кредиторской задолженности по соответствующим расчетам.

Расчеты по выданным авансам, с поставщиками и подрядчиками взаимосвязаны:

  • при перечислении аванса и до поставки продукции (работ, услуг) бюджетному учреждению у поставщика будет числиться дебиторская задолженность;
  • после получения продукции (работ, услуг) и до окончательного расчета по договору с поставщиком у бюджетного учреждения будет числиться кредиторская задолженность.

При проведении расчетов бюджетному учреждению необходимо представить в органы Федерального казначейства (ОФК) договор и иные платежные документы на приобретение товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, по которым предусмотрен авансовый платеж. После проверки данных документов осуществляются платежи с единого счета бюджета по платежным документам получателя средств.

Рассмотрим на примере приобретение продукции с учетом выплаты аванса бюджетным учреждением, которое обслуживается в ОФК.

Пример 1. Бюджетное учреждение заключило договор с ООО «Фортуна» на приобретение компьютеров на общую сумму 230 000 руб. По условиям договора бюджетное учреждение должно перечислить аванс в размере 30%. Оплата по договору производится за счет бюджетных средств. За доставку компьютеров бюджетному учреждению отдельно выплачено 1000 руб.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом.

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Учреждением приняты денежные

обязательства после

заключения договора

1 501 03 310

1 502 01 310

230 000

Перечислен аванс в размере

30% в счет поставок

компьютеров

1 206 08 560

1 304 05 310

69 000

Получены от поставщика

компьютеры

1 106 01 310

1 302 17 730

230 000

Отражены расходы по доставке

компьютеров бюджетному

учреждению

1 106 01 310

1 302 03 730

1 000

Произведен зачет аванса

1 302 17 830

1 206 08 660

69 000

Произведена оплата

поставщику оставшейся части

денежных средств

1 302 17 830

1 304 05 310

161 00

Произведена оплата

транспортных расходов по

доставке компьютеров

1 302 03 830

1 304 05 222

1 000

Теперь рассмотрим на примере оплату за счет средств, полученных за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Пример 2. Бюджетное учреждение заключило договор с МУП «Стройсервис» на текущий ремонт помещений на общую сумму 118 000 руб., в том числе НДС — 18 000 руб. По условиям договора бюджетное учреждение должно перечислить подрядчику аванс в размере 30%. Оплата по договору производится за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.

В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом.

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Перечислен аванс в размере

30% в счет выполненных работ

2 206 05 560

2 201 01 610

35 400

Подписан акт выполненных

работ по текущему ремонту

2 401 01 225

2 302 07 730

118 000

Учтен НДС

2 210 01 560

2 302 07 730

18 000

Произведен зачет аванса

2 302 07 830

2 206 05 660

35 400

Произведена окончательная

оплата за выполненные работы

2 302 07 830

2 304 05 225

64 600

Рассмотрим на примере порядок отражения в учете авансов, перечисленных в размере 100%.

Пример 3. Бюджетное учреждение заключило договор с ООО «Связь» на оплату услуг связи на общую сумму 120 000 руб. По условиям договора бюджетное учреждение производит предоплату за услуги связи в размере 100% от ежемесячного платежа. Оплата производится за счет бюджетных средств. Бюджетное учреждение обслуживается в ОФК.

В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом.

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Учреждением приняты денежные

обязательства после

заключения договора

1 501 03 221

1 502 01 221

120 000

Перечислен аванс в размере

100% в счет оказанных услуг

1 206 01 560

1 304 05 221

10 000

Представлен счет-фактура

на оплату услуг связи

1 401 01 221

1 302 02 730

10 000

Произведен зачет аванса

1 302 02 830

1 206 01 660

10 000

Для справки: в примерах использованы следующие счета:

1 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»;

2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»;

1 206 01 560 (660) «Увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по выданным авансам за услуги связи»;

2 206 05 560 (660) «Увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по выданным авансам за услуги по содержанию имущества»;

1 206 08 560 (660) «Увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по выданным авансам за приобретение основных средств»;

2 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;

1 302 02 730 (830) «Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи»;

1 302 03 730 (830) «Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»;

2 302 07 730 (830) «Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»;

1 302 17 730 (830) «Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по приобретению основных средств»;

1 304 05 310 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств»;

1 304 05 221 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате услуг связи»;

1 304 05 222 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате транспортных услуг»;

2 304 05 225 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате услуг по содержанию имущества»;

1 401 01 221 «Расходы на услуги связи»;

2 401 01 225 «Расходы на услуги по содержанию имущества»;

1 501 03 221 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет услуг связи»;

1 501 03 310 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению основных средств»;

1 502 01 221 «Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет услуг связи»;

1 502 01 310 «Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения основных средств».

В заключение укажем на нарушения, которые встречаются при уплате авансовых платежей. Известно, что поставщиками и подрядчиками обычно являются коммерческие фирмы, и некоторые из них предлагают различные схемы уплаты аванса в размере, превышающем установленный законодательством, — 30%. Данные ситуации возникают по причине того, что нередко бюджетные платежи «зависают», то есть при предъявлении бюджетным учреждением платежных документов в ОФК для проверки последнее не пропускает платеж вследствие неправильно оформленных документов. А, как известно, «время — деньги».

Самой распространенной является ситуация, когда бюджетное учреждение получает от поставщика фиктивные документы (счет-фактуру, накладную), по которым товар (работа, услуга) уже получен. После получения данных документов учреждение перечисляет предусмотренные договором остальные 70%.

Выход из данной ситуации — заключение договоров после проведения закупок методом запроса котировок или конкурсов. В связи с тем, что данные договоры заключаются на большие суммы, предусмотренный законом аванс в размере 30% для коммерческой фирмы будет значительной суммой, на которую можно приобрести необходимую продукцию.

А.Беляев

Зам. главного редактора журнала

«Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Подотчетными лицами признаются все без исключения штатные работники организации (работающие по трудовому договору), получившие авансом денежные средства из кассы. Как правило, в подотчет выдаются наличные деньги для предстоящих командировочных расходов, а также для оплаты хозяйственных канцелярских, почтовых расходов, расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в розничной торговле, и на другие хозяйственные нужды.

Денежные средства в подотчет выдаются по расходным кассовым ордерам и должны расходоваться строго по назначению. Кроме того, подотчетные денежные средства не могут быть отнесены к доходам физического лица — работника общества. При этом расходы подотчетного лица, произведенные в валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату утверждения авансового отчета.

📌 Реклама Отключить

Расчеты с подотчетными лицами предполагают, во-первых, незначительные по своему размеру денежные суммы, вверяемые работникам в целях реализации опосредующих функций организации, во-вторых, невозможность их осуществления в безналичном порядке. Все операции по расчетам с подотчетными лицами характеризуются ограниченным, заранее известным перечнем и довольно высокой степенью регулярности их совершения.

В числе внутриорганизационных документов, используемых в расчетах с подотчетными лицами, состоят утвержденные руководством предприятия списки подотчетных лиц, сметы представительских расходов, приказы об утверждении данных смет, авансовые отчеты, а также журналы регистрации отчетов. Кроме того, если на предприятии имели место факты направления работников в командировки, должны присутствовать в наличии и соответствующие приказы руководства. В свою очередь система внутреннего контроля, помимо всего прочего, в обязательном порядке должна включать в себя основополагающие начала, определяющие порядок совершения расчетов, формально закрепленные в учетной политике организации.

📌 Реклама Отключить

Кассовые операции здесь оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам унифицированной формы N КО-2 или надлежаще оформленным другим документам, в том числе платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег и счетам, с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера.

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Документы на выдачу денег подписываются руководителем, главным бухгалтером предприятия или иными уполномоченными на это лицами. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир требует предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан.

📌 Реклама Отключить

По полученным денежным средствам подотчетные лица должны составить авансовый отчет с приложением оправдательных документов за купленный товар. В число оправдательных документов входят товарные чеки и проездные билеты, которые представляются бухгалтеру. Если купленный товар не оприходован, подотчетную сумму зачитывают в совокупный годовой доход подотчетного лица. При этом сам порядок выдачи и отчетности в использовании подотчетных сумм устанавливается приказом руководителя организации.

Работники, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Форма авансового отчета является унифицированной и приведена в Постановлении Госкомстата России от 1 августа 2001 г. N 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 «Авансовый отчет». Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Отчет проверяется бухгалтерией.

📌 Реклама Отключить

Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру. На основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерией производится списание подотчетных денежных сумм в установленном порядке.

Система внутриорганизационного контроля над совершением расчетов предполагает наличие утвержденного руководителем списка работников, имеющих право на получение подотчетных денежных средств, утвержденного порядка подачи письменных заявлений на выдачу денежных средств с указанием причин такой выдачи и соблюдение работниками предприятия установленных сроков отчета по выданным суммам, а также сроков возврата оставшихся средств.

📌 Реклама Отключить

Кроме того, о каком-либо контроле можно говорить только в том случае, если на предприятии наблюдается отсутствие просроченной задолженности по подотчетным средствам, соблюдение запрета на выдачу денежных средств сотрудникам, не отчитавшимся по ранее полученным суммам, аналитический учет командировочных и представительских расходов, оформление надлежащих оправдательных документов, прилагаемых к авансовым отчетам, а также визирование авансовых отчетов.

Теперь что касается командировок. Командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В случае, когда гражданин направляется в поездку предприятием, с которым он не состоит в трудовых отношениях и, следовательно, не находится в административном подчинении у руководителя этого предприятия, такая поездка не может считаться командировкой. Направление работника в командировку оформляется выдачей ему командировочного удостоверения, оформленного на основании приказа.

📌 Реклама Отключить

Расходы по командировкам признаются затратами, связанными с управлением производством и формируют расходы по обычным видам деятельности. Признание командировочных расходов расходами, произведенными организацией в соответствии с правилами формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций, осуществляется на основании Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

📌 Реклама Отключить

При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством. То есть, не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.

При этом такой же порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации (при наличии трудового договора), а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Следует помнить, что суммы расходов по проезду к месту командировки и обратно включаются в расходы организации без НДС. К командировочным расходам, в частности, относятся расходы по проезду к месту командировки и обратно воздушным, морским, железнодорожным, автомобильным транспортом, включая стоимость услуг по предварительной продаже билетов и плату за пользование постельными принадлежностями и расходы по найму жилого помещения. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров и услуг и подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Кроме того, суммы налога подлежат возмещению в пределах установленных законодательством норм.

📌 Реклама Отключить

В рассматриваемом случае указанные вычеты производятся на основании проездных документов установленного образца. Проездной билет, в котором сумма налога выделена отдельной строкой, является основанием для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных по услугам по проезду к месту служебной командировки и обратно, без наличия счета-фактуры. Авиакомпании здесь не должны выставлять счета-фактуры.

Суммы НДС, уплаченные при перевозке работников организации железнодорожным транспортом при вахтовом способе организации работ, принимаются к вычету на основании железнодорожных билетов, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой. То же самое касается и электронных проездных билетов. Однако, здесь необходимо учесть, что вычет возможен лишь в том случае, если НДС именно выделен из общей стоимости билета и представлен в цифрах. В тех же случаях, когда об НДС в билете просто упоминается (включая НДС) с получением вычета могут возникнуть серьезные трудности.

📌 Реклама Отключить

Другим распространенным видом расчетов с подотчетными лицами являются расчеты по представительским расходам. К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров.

В состав представительских расходов относят расходы на проведение официального приема для указанных лиц, доставку этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика. Не относятся сюда расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. При этом представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный период.

📌 Реклама Отключить

Регистрами синтетического учета, где происходит отражение операций с подотчетными суммами, являются главная книга, отчет о движении денежных средств по форме № 4 и строка бухгалтерского баланса «прочая дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев”, журнал-ордер № 7 и другие регистры учета по счету 71.

Согласно Приказу Минфина № 94н от 31октября 2000 года, утвердившему План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению, аналитический учет расчетов с подотчетными лицами должен вестись по каждой сумме, выданной под отчет.

Для этого, в целях обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы, организациями используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами”. На выданные под отчет суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами” кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

📌 Реклама Отключить

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами” и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей”. Их списание со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей” производится либо в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда” если они могут быть удержаны из оплаты труда работника, либо в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям”, если возможность удержание из заработной платы работника отсутствует.

Как учесть задолженность и взыскать ее с подотчетных лиц

Сложности с учетом подотчетных сумм у бухгалтера могут возникнуть, если работник вовремя не представил отчет за потраченные деньги или не вернул в кассу учреждения оставшиеся от оплаты товаров/услуг/работ средства.
Если работник вынужден делать возврат подотчетных сумм, учреждение может взыскать их на основании приказа руководителя (ст. 243 ТК РФ). Время для принятия решения — один месяц после окончания срока, установленного для возвращения аванса и представления отчета. Обратите внимание: работник должен обязательно ознакомиться с приказом и в письменном виде дать свое согласие на взыскание, в противном случае вопрос возврата подотчетных сумм решается в судебном порядке.
Следует соблюдать максимально допустимый размер удержания (ст. 138 ТК РФ) — не более 20% от заработной платы за вычетом НДФЛ.

В бухгалтерском учете записи о взыскании задолженности будут выглядеть так:

Дебет

Кредит

Описание

0 30403 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»

0 20800 660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц»

Отражено удержание из заработной платы

Если на каком-то этапе процедура нарушена, вопрос о возврате средств подотчетным лицом решается через суд. Суд может принять решение не в пользу учреждения, тогда взыскание будет признано необоснованным. В таком случае бухгалтер списывает сумму как нереальную к взысканию задолженности на основании справки (ф. 0504833).

Эти операции в бухучете будут выглядеть так:

Дебет

Кредит

Описание

0 40120 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» или 0 20930 560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по компенсации затрат государства, государственных (муниципальных) учреждений»

0 20800 000 «Расчеты с подотчетными лицами»

Списана задолженность подотчетного лица на основании судебного решения

ЗБ 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Отражается на забалансе одновременной операцией

Датой списания будет дата судебного постановления. Если судебное разбирательство будет продолжено или должник погасит сумму, задолженность должна быть списана с забалансового счета.

Для учета подобных ситуаций используется Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051). Данные в ней представлены по должникам и по видам выплат.

Учет подотчетных сумм на конкретных примерах

Для покупки канцтоваров секретарю ГБУЗ «Прокопьевская поселковая больница» Алтуфьевой А. И. были выданы из кассы 3 500 руб. Средства выделены из собственных доходов учреждения. Приобретенные канцтовары будут использоваться в деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Общая стоимость покупки — 2 900 руб. (в том числе НДС — 442 руб. 37 коп.), расходы на курьерскую доставку канцтоваров — 200 руб. (в том числе НДС — 30 руб. 50 коп.).

Операции по приобретению канцтоваров будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет

Кредит

Сумма, рублей

Кому можно выдать деньги под отчет

Выдача подотчетных сумм возможна лишь работникам предприятия. Согласно нормам трудового законодательства, работником признается только тот сотрудник, с которым у работодателя заключен трудовой договор (ст. 15 ТК РФ). Однако п. 5 указания № 3210-У в понятие «работник» включает и иные физлица, с которыми у компании заключены договоры гражданско-правового характера (далее — ГПХ). Такие пояснения дал ЦБ РФ в своем письме от 02.10.2014 № 29-Р-Р-6/7859.

Таким образом, подотчетником может выступать как штатный сотрудник предприятия, так и подрядчик, действующий по договору ГПХ. Однако лицо, не являющееся штатным сотрудником, не обязано предоставлять авансовый отчет, а заказчик не имеет возможности удержать аванс из его заработной платы, как в случае со штатным работником (ст. 37 ТК РФ). Чтобы избежать неприятностей с невозвратом подотчетных сумм, при заключении договора ГПХ следует прописать соответствующие штрафные санкции.

Можно ли подотчетные суммы перечислить на карту

Действующее законодательство не запрещает перечислять подотчетные средства на зарплатную карту сотруднику или на корпоративную карту предприятия. Однако подобный порядок перечисления подотчетных средств безопаснее утвердить в учетной политике предприятия и Положении о расчетах с подотчетными лицами. Кроме этого, бухгалтерии не помешает разработать новый бланк авансового отчета, так как стандартный предусматривает лишь обращение с денежной наличностью.

В ситуации с безналичным подотчетом работнику также необходимо предоставить утвержденное руководителем заявление с указанием всех обязательных сведений, а также реквизитов карты. Такое требование чиновники изложили в письме Минфина от 25.08.2014 № 03-11-11/42288. Либо руководитель может издать приказ о перечислении подотчетных сумм конкретному работнику на банковскую карту. При перечислении аванса в платежном поручении в поле «Назначение платежа» следует указать, что деньги подотчетные.

Минфин подтверждает, что подотчетные суммы можно перечислять на зарплатную карту работника (письмо от 21.07.2017 № 09-01-07/46781).

Какими документами подтвердить командировочные, оплаченные картой, см. .

Обязательно ли заявление на выдачу подотчета

До 19.08.2017 года заявление было обязательным документом, на основании которого выдавались средства под отчет. Отсутствие такого заявления проверяющие могли посчитать нарушением кассового порядка и назначить штраф в размере до 50 тысяч руб. (ст. 15.1 КоАП). Однако судьи часто решали, что за подобные нарушения штрафные санкции не предусмотрены (постановление 7-го арбитражного апелляционного суда от 18.03.14 № А03-14372/2013).

19.06.2017 года ЦБ РФ выпустил указание № 4416-У, которое вступило в силу спустя 2 месяца. В настоящий момент в п. 6.3 указания № 3210-У закреплено следующее: расходный кассовый ордер оформляется либо на основании распорядительного документа юрлица/ИП, либо согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и сроке, на который выдаются наличные деньги. При этом заявление визирует руководитель и указывает дату.

Таким образом, у фирмы есть альтернатива: либо работник пишет заявление на подотчет, а руководитель его подписывает, давая тем самым согласие на выдачу денег с кассы, либо руководитель сам издает приказ, с которым подотчетник знакомится под подпись.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рекомендуем вам однозначно информировать работника о том, что он получает подотчетные суммы – либо путем получения заявления от работника, либо путем ознакомления с приказом руководителя о подотчете. Иначе возможна ситуация, когда, например, при перечислении подотчета на карту работник расценит такую выплату как доход и потратит не по назначению.

Образец приказа директора о подотчетных лицах вы можете скачать .

Работник потратил свои деньги — это подотчет?

Заявление также нужно получить и у работника, потратившего собственные средства на нужды фирмы. Однако оно будет иметь несколько иную формулировку, поскольку данный случай не относится к подотчету. Поскольку работодатель возмещает расходы сотрудника, последнему нужно написать заявление с просьбой о возмещении потраченных средств. Данное заявление должен утвердить руководитель компании, а также подписать соответствующий приказ.

Порядок действий при возмещении средств сотрудникам следует закрепить в локальном нормативном акте компании. К нему нужно приложить образец соответствующего отчета, который будет подтверждать произведенные расходы сотрудником.

ВАЖНО! Чтобы принять возмещаемые работнику расходы к налоговому учету, следует тщательно проверить предоставленные им первичные документы. В идеале они должны быть оформлены на компанию. В случае если первичка будет оформлена на работника, проверяющие могут посчитать действия сотрудника и предприятия сделкой купли-продажи и доначислить ему НДФЛ. Но, по мнению Минфина, подобные действия налоговиков неправомерны, поскольку сотрудник не получает экономической выгоды, а значит, отсутствует база для обложения налогом (письмо Минфина от 08.04.2010 № 03-04-06/3-65).

Правила выдачи подотчетных сумм

Подотчетные суммы могут быть выданы любому работнику организации при условии, что у него нет задолженностей по предыдущим авансам. Основание для выдачи денег — письменное заявление работника, в котором указаны сроки, сумма и назначение. Заявление должно быть подписано руководителем.

В последние годы в государственных и муниципальных учреждениях набирают популярность безналичные расчеты с сотрудниками. Поэтому деньги под отчет могут быть не только выданы работнику наличными через кассу, но и перечислены на дебетовую кассу учреждения или на банковскую карту работника (письмо Минфина России от 25.08.14 № 03-11-11/42288). Конкретный порядок расчетов с подотчетными лицами регулируется внутренним положением о выдаче наличных денежных средств и бланков строгой отчетности.
Следует помнить, что выдать/перечислить работнику можно только ту сумму, которая указана в заявлении и утверждена руководителем учреждения. Деньги выделяются на строго определенные и предусмотренные тем же заявлением цели.
Выдавая или переводя на карту подотчетные средства, бухгалтер должен отслеживать два важных момента:

  1. Поскольку работник приобретает товары (оплачивает услуги) в интересах учреждения, эти сделки следует считать сделками между юридическими лицами. Значит, необходимо соблюдать размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Сейчас верхняя граница установлена на уровне 100 000 руб. (Указание ЦБ РФ № 3073-У).
  2. Если в интересах учреждения работник оплачивает товары/работы/услуги у одного контрагента, он должен соблюдать годовой лимит на общую сумму таких закупок (Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ). В данном случае способ оплаты роли не играет.

Выдача наличными или перевод на карту

В учете выдача/перевод денежных средств под отчет отражается записями:

В учете выдача/перевод денежных средств под отчет отражается записями:

Дебет

Кредит

Описание

0 208XX 560 «Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц»

0 20134 610 «Выбытие средств из кассы учреждения»

Выданы денежные средства в рублях под отчет работнику учреждения наличными или переведены на его личную банковскую карту

0 20111 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (для бюджетных и автономных учреждений)

0 20121 610 «Выбытие денежных средств учреждения в кредитной организации» (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации)

1 30405 XXX «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» (для казенных учреждений)

Перечисление подотчетных сумм на дебетовую карту учреждения учитывается несколько иначе. По сути своей это перевод учреждением средств между своими счетами, а значит, дебиторская задолженность подотчетного лица возникнет лишь тогда, когда он будет расплачиваться за товары, работы, услуги. В бухучете эти изменения фиксируются только по факту списания денег со счета дебетовой карты.
Учреждение может использовать собственную дебетовую карту, чтобы выдавать сотрудникам под отчет денежные средства. В таком случае оно должно представить в орган Федерального казначейства по месту обслуживания (или иному финансовому органу соответствующего бюджета) два документа. Первый — заявка на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243) (п. 11 Правил № 10н). Сделать это нужно не позднее чем за день до получения денежных средств.
Второй документ — расшифровка сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств (ф. 0531251). Расшифровка за подписью руководителя и главного бухгалтера направляется в казначейство в день внесения средств (п. 42 Правил № 10н). Эту же расшифровку учреждение представляет, чтобы вернуть средства на счета Федерального казначейства, если они потрачены лишь частично или не были использованы вовсе.
В целом учреждение может как получать, так и вносить наличные на счет дебетовой карты через банкоматы или специальные пункты выдачи. Для подобного рода расчетов учреждений с органом Федерального казначейства определен счет 21003 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» (п. 230 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета).
В таблице приведены бухгалтерские записи, которые отражают указанные операции и документы:

Дебет

Кредит

Описание

0 210 03 560

0 201 11 610

Денежные средства списаны с лицевого счета учреждения на дебетовую карту учреждения

0 201 34 510

0 210 03 660

В кассу учреждения поступили денежные средства, обналиченные через банкомат или кассу банка с дебетовой банковской карты, открытой к счету 40116

0 208 26 830

0 201 34 610

Из кассы под отчет выдана сумма наличных денег на оплату прочих работ, услуг

0 201 23 660

0 201 34 610

Выбытие денежных средств из кассы учреждения при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или иное устройство)

0 210 03 560

0 201 23 660

Денежные средства зачислены на счет учреждения через банкомат посредством дебетовой банковской карты, открытой к счету

0 201 11 510

0 210 03 660

Невостребованная сумма возвращена со счета учреждения на счета органа Федерального казначейства

Какие изменения коснулись подотчета в 2016-2017 годах

В 2016 году основные преобразования в части учета подотчетных средств коснулись бюджетных учреждений. В связи с принятием поправок к указанию о бюджетной классификации, утвержденному приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н, изменились некоторые коды КОСГУ, вследствие чего поменялись и аналитические счета для учета подотчетных сумм.

Порядок учета подотчетных сумм в бюджетных учреждениях см. в статье «Расчеты с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях».

Также в 2016 году были внесены поправки в НК РФ. Теперь датой обложения НДФЛ сверхнормативно выплаченных суточных является последний день месяца, в котором работник предоставил авансовый отчет (подп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ). Ранее чиновники считали датой получения дохода, подлежащего налогообложению, момент выплаты сверхнормативных средств сотруднику (письмо Минфина от 25.06.10 № 03-04-06/6-135).

Если сверхнормативные суточные были выплачены в иностранной валюте, то и пересчитывать их в рубли для определения дохода следует по курсу ЦБ РФ, действующему в последний день месяца, в котором был утвержден авансовый отчет (письмо Минфина РФ от 05.06.2017 № 03-04-06/35510).

Напомним, что в налоговом учете нормы суточных утверждены п. 3 ст. 217 НК РФ и составляют 700 руб. в день для командировок по России и 2 500 руб. — для заграничных поездок. Суммы суточных, выплаченные сотрудникам сверх указанных норм, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

В 2017 году в расчеты с подотчетниками, а если конкретно, в п. 6.3 указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, были внесены 2 важных изменения:

  • Теперь для выдачи денежных средств не обязательно заявление сотрудника – достаточно издать распорядительный документ от имени директора предприятия или ИП.
  • Выдавать суммы под отчет можно даже при наличии ранее не возвращенных подотчетных средств.

Изменения базируются на указании ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416-У и вступили в силу 19.08.2017.

В остальном порядок расчетов с подотчетниками в 2017 году остался прежним. Рассмотрим его более подробно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *